СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по методике преподавания математики в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нам учителям начальной школы бывает очень трудно на уроках математики. Особенно сложно объяснить ребёнку, как правильно рассуждать при решении задач. Дети часто внешне слушают объяснение внимательно, но в какой - то момент теряют интерес и нить хода расссуждения. Чтобы этого не произошло учителю приходится применять различные методы. При этом всё должно быть методически оправдано. Надеюсь,что данная работа поможет провести объяснение интересно результативно.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по методике преподавания математики в начальной школе.»

Методика обучения младших школьников  решению текстовых задач.  На примере задачи  о золотых орехах.  Шарифулина Елена Николаевна,  учитель начальных классов, МОУ « Урусовский ЦО»
  • Методика обучения младших школьников решению текстовых задач. На примере задачи о золотых орехах.

Шарифулина Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

МОУ « Урусовский ЦО»

1) Содержание всех этапов решения задачи,  с указанием приемов их выполнения на примере простой задачи:    Задача : Белке из сказки А.С.Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орешков. Она разгрызла только 6.  Сколько золотых орешков ей осталось разгрызть? … белочка при всех  Золотой грызет орех,  Изумрудец вынимает,  А скорлупку собирает,  Кучки равные кладет  И с присвисточкой поет  При честном при всем народе:  Во саду ли, в огороде.

1) Содержание всех этапов решения задачи, с указанием приемов их выполнения на примере простой задачи:

Задача : Белке из сказки А.С.Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орешков. Она разгрызла только 6.

Сколько золотых орешков ей осталось разгрызть?

… белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде.

Этапы решения задачи Восприятие и осмысление задачи. Цель: понять задачу, установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения, выделить отношения (о чём говориться в задаче?), величины (что говориться ?), зависимости ( на сколько та или другая величина больше или меньше?), известные и неизвестные (какие величины известные, а какие нет?), искомое требование (что надо найти?).
  • Этапы решения задачи

Восприятие и осмысление задачи.

Цель:

  • понять задачу,
  • установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения,
  • выделить отношения (о чём говориться в задаче?),
  • величины (что говориться ?),
  • зависимости ( на сколько та или другая величина больше или меньше?), известные и неизвестные (какие величины известные, а какие нет?),
  • искомое требование (что надо найти?).
Приёмы выполнения Правильное чтение задачи   правильное прочтение слов и предложений,  выяснение значений непонятных слов,  правильная расстановка логического ударения  на числовые данные и на слова,  которые определяют выбор действия,  выделение интонацией вопрос задачи)    Правильное слушание при восприятии задачи на слух   учителем или хорошо читающим учеником    Представление ситуации, описанной  в задаче:   создание зрительного образа (по иллюстрации);   создание кинестетического образа  (в практической, игровой деятельности)
  • Приёмы выполнения

Правильное чтение задачи

  • правильное прочтение слов и предложений,
  • выяснение значений непонятных слов,
  • правильная расстановка логического ударения
  • на числовые данные и на слова,
  • которые определяют выбор действия,
  • выделение интонацией вопрос задачи)

 

Правильное слушание при восприятии задачи на слух

  • учителем или хорошо читающим учеником

 

Представление ситуации, описанной в задаче:

  • создание зрительного образа (по иллюстрации);
  • создание кинестетического образа (в практической, игровой деятельности)
Приёмы выполнения   Разбиение текста на смысловые части.  разделите текст вертикальными линиями на смысловые части.  выделите в тексте задачи условие и вопрос.  условие подчеркните одной чертой,  вопрос - двумя чертами.   Белке из сказки А. С. Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов./ Она разгрызла только 6./  Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?/
  • Приёмы выполнения

  Разбиение текста на смысловые части.

  • разделите текст вертикальными линиями на смысловые части.
  • выделите в тексте задачи условие и вопрос.
  • условие подчеркните одной чертой, вопрос - двумя чертами.

 

Белке из сказки А. С. Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов./ Она разгрызла только 6./

Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?/

Приёмы выполнения Построение материальной  или материализованной модели: практической ( показ задачи на конкретных предметах, о которых идёт речь в задаче: картинка или фото белочки, орехов.)  
  • Приёмы выполнения

Построение материальной или материализованной модели:

практической ( показ задачи на конкретных предметах, о которых идёт речь в задаче: картинка или фото белочки, орехов.)  

Приёмы выполнения Графической:   условный рисунок чертёж ( выбирается единичный отрезок :1 клетка – 1 золотой орех ) схематический чертёж  (схема)   Рациональный вид модели!  
  • Приёмы выполнения

Графической:

  • условный рисунок
  • чертёж ( выбирается единичный отрезок :1 клетка – 1 золотой орех )
  • схематический чертёж

(схема)

 

Рациональный вид модели!

 

Приёмы выполнения Словесной:  краткая запись  Нужно разгрызть– 17зол. орех.  Разгрызла– 6 зол.орех.  Осталось - ? зол.орех.    Постановка специальных вопросов.  О какой ситуации говорится в задаче?  Что известно?  Все ли золотые орешки белка разгрызла сразу?  Что неизвестно в задаче?
  • Приёмы выполнения

Словесной:

краткая запись

Нужно разгрызть– 17зол. орех.

Разгрызла– 6 зол.орех.

Осталось - ? зол.орех.

 

Постановка специальных вопросов.

О какой ситуации говорится в задаче?

Что известно?

Все ли золотые орешки белка разгрызла сразу?

Что неизвестно в задаче?

Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым. По опорным словам краткой записи:   Учитель : - Что нужно узнать в задаче? Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке? Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи? Ученики: - Вычитание! Учитель: - Почему? Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем вычитание.

Цель:

выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.

  • По опорным словам краткой записи:

 

Учитель : - Что нужно узнать в задаче?

Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке?

Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?

Ученики: - Вычитание!

Учитель: - Почему?

Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем вычитание.

Выбор действия Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.  По графической модели  (например, по схеме ):   Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков нужно разгрызть белке? Ученики: показывают соответствующий отрезок. Учитель: - Это часть или целая величина? Ученики: - Целая величина! Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков Белка уже разгрызла?  - Это часть или целая величина? Ученики: - Это часть от целого. Учитель: - Какой вопрос в задаче? Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке? Учитель: - Как на нашей схеме обозначено искомое количество орехов? Покажите! Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи? Ученики: - Вычитание! Учитель: - Почему? Ученики: - Нужно найти оставшуюся часть от целого! ? ??
  • Выбор действия

Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.

По графической модели

(например, по схеме ):

Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков нужно разгрызть белке?

Ученики: показывают соответствующий отрезок.

Учитель: - Это часть или целая величина?

Ученики: - Целая величина!

Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков Белка уже разгрызла?

- Это часть или целая величина?

Ученики: - Это часть от целого.

Учитель: - Какой вопрос в задаче?

Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке?

Учитель: - Как на нашей схеме обозначено искомое количество орехов? Покажите!

Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?

Ученики: - Вычитание!

Учитель: - Почему?

Ученики: - Нужно найти оставшуюся часть от целого!

?

??

Выбор действия Выполнение решения. Цель: найти ответ на вопрос задачи ( выполнить требование задачи).   Письменное выполнение арифметического решения:   17-6=11 (зол.орехов)
  • Выбор действия

Выполнение решения.

Цель: найти ответ на вопрос задачи ( выполнить требование задачи).

Письменное выполнение

арифметического решения:

 

17-6=11 (зол.орехов)

Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.    1.Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос)  17-6=11  - Ответ будет меньше числа 17, так как нужно найти оставшуюся часть от целого;

Проверка решения

Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.

1.Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос)

17-6=11

- Ответ будет меньше числа 17, так как нужно найти оставшуюся часть от целого;

Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.   2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи :  В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («11 золотых орехов ») и проверяем, нет ли противоречия. Белке из сказки А. С. Пушкина «О Царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов. Она разгрызла только 6. Ей осталось разгрызть 11.  17-6=11

Проверка решения

Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.

2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи :

В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («11 золотых орехов ») и проверяем, нет ли противоречия.

Белке из сказки А. С. Пушкина «О Царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов. Она разгрызла только 6.

Ей осталось разгрызть 11.

17-6=11

Приёмы выполнения Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения . Решение другим методом.  а) практический (см. выше);   б) графический (см. выше)   в) алгебраический Пусть Х – число золотых орехов, которые осталось разгрызть белке . Тогда, если к нему прибавить число золотых орехов, которые белка уже разгрызла, получим число золотых орехов, которые белке нужно было разгрызть .  х+6=17  х=17-6  х=11   .  
  • Приёмы выполнения

Проверка решения

Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения .

Решение другим методом.

а) практический (см. выше);

  б) графический (см. выше)

  в) алгебраический

Пусть Х – число золотых орехов, которые осталось разгрызть белке . Тогда, если к нему прибавить число золотых орехов, которые белка уже разгрызла, получим число золотых орехов, которые белке нужно было разгрызть .

х+6=17

х=17-6

х=11

 

.

 

Проверка решения  Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения Составление и решение обратной задачи  а) Текст обратной задачи Белке нужно разгрызть17 золотых орехов. После того, как она разгрызла несколько золотых орехов , то ей осталось разгрызть ещё 11золотых орехов.  Сколько золотых орехов разгрызла белка сначала?  б) Решение обратной задачи  17-11=6 (зол.орех.)  в) Итог проверки:  Ответ обратной задачи совпадает с данным  числом прямой задачи.  Значит, результат решения задачи верен.
  • Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения

Составление и решение обратной задачи

а) Текст обратной задачи

Белке нужно разгрызть17 золотых орехов. После того, как она разгрызла несколько золотых орехов , то ей осталось разгрызть ещё 11золотых орехов.

Сколько золотых орехов разгрызла белка сначала?

б) Решение обратной задачи

17-11=6 (зол.орех.)

в) Итог проверки:

Ответ обратной задачи совпадает с данным

числом прямой задачи.

Значит, результат решения задачи верен.

   Проверка решения  Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения   5.Определение смысла составленных в процессе решения выражений.   17-6=11 (золот. орехов)   Учитель: - Что обозначает число 17? Ученик : - 17 – число золотых орехов, которые нужно разгрызть белке? Учитель : - Что обозначает число 6? Ученик : - 6 – число золотых орехов, которые белка уже разгрызла. Учитель : - Что обозначает выражение 17-6 ? Ученик: - Количество золотых орехов, которые осталось разгрызть белке.
  •   Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения

5.Определение смысла составленных в процессе решения выражений.

17-6=11 (золот. орехов)

  Учитель: - Что обозначает число 17?

Ученик : - 17 – число золотых орехов, которые нужно разгрызть белке?

Учитель : - Что обозначает число 6?

Ученик : - 6 – число золотых орехов, которые белка уже разгрызла.

Учитель : - Что обозначает выражение 17-6 ?

Ученик: - Количество золотых орехов, которые осталось разгрызть белке.

   Проверка решения   Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.   Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.    17-6=11 (зол.орех.)
  •   Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.

Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.

 

17-6=11 (зол.орех.)

Формулировка ответа на вопрос задачи. Цель: дать ответ на вопрос задачи.   Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно;  Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов. Запись краткого ответа.  Ответ:  11золотых орехов.

Формулировка ответа на вопрос задачи.

Цель: дать ответ на вопрос задачи.

 

  • Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно;

Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов.

  • Запись краткого ответа.

  • Ответ: 11золотых орехов.
2) Варианты организации деятельности учащихся, соответствующие двум методическим подходам к обучению решению задач младших школьников: частному и общему.   Задача: Белке нужно разгрызть 17золотых орехов.   Она разгрызла только 6.  Сколько золотых орехов ей осталось разгызть?

2) Варианты организации деятельности учащихся, соответствующие двум методическим подходам

к обучению решению задач младших школьников:

частному и общему.

 

Задача: Белке нужно разгрызть 17золотых орехов.

Она разгрызла только 6.

Сколько золотых орехов ей осталось разгызть?

Частный подход     Цели фрагмента : - найти ответ на вопрос задачи;  - формировать умение решать задачи данного вида. Методические приёмы : правильное чтение задачи; разбиение текста на части;  правильное слушание при восприятии задачи на слух;  представление ситуации, описанной в задаче; разбиение текста на части;  постановка специальных вопросов ; построение модели задачи; выбор действия с опорой на слово « осталось»; письменное выполнение арифметического действия; сравнение своего результата с результатом другого ученика; формулировка ответа на вопрос задачи; запись ответа.
  • Частный подход

 

Цели фрагмента : - найти ответ на вопрос задачи;

- формировать умение решать задачи данного вида.

Методические приёмы : правильное чтение задачи; разбиение текста на части; правильное слушание при восприятии задачи на слух; представление ситуации, описанной в задаче; разбиение текста на части; постановка специальных вопросов ; построение модели задачи; выбор действия с опорой на слово « осталось»; письменное выполнение арифметического действия; сравнение своего результата с результатом другого ученика; формулировка ответа на вопрос задачи; запись ответа.

  • Ход урока:

Методические приёмы: Правильное чтение задачи.

Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно про себя и отметьте в тексте слова, значение которых вам непонятны.

Учащиеся при первичном чтении выясняют значения непонятных слов.

Возможная трудность : «луковицы тюльпанов».

Учитель рассказывает детям с помощью иллюстративного или кинестетического образа как размножаются тюльпаны.

Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно ещё раз, осмыслив её содержание.

Учащиеся при повторном чтении правильно расставляют логическое ударение на числовые данные и на слова, которые определяют выбор действия: «нужно посадить», «посадила», «осталось посадить»; выделяют интонацией вопрос задачи.

Правильное слушание при восприятии задачи на слух .

  Учитель: - Кто готов прочитать задачу вслух?

Задачу вслух читает хорошо читающий ученик, выделяя голосом опорные слова.

Представление ситуации, описанной в задаче

  Учитель: - Попытаемся представить себе то, о чем говорится в задаче.

С помощью фрагмента из мультипликационного фильма « Сказка о царе Салтане» и художественных иллюстраций учащиеся создают зрительный образ ситуации, описанной в задаче.

  Учитель: - Выделите в тексте задачи условие и вопрос.

Учащиеся выделяют в тексте условие ( подчеркивают одной чертой ) и вопрос

Разбиение текста на части   Учитель: - Выделите в тексте задачи условие и вопрос. Учащиеся выделяют в тексте условие ( подчеркивают одной чертой ) и вопрос ( подчеркивают двумя чертами).   Постановка специальных вопросов Учитель: - Что известно в задаче? Ученики воспроизводят условие. Учитель: - Что требуется узнать? Ученики воспроизводят вопрос.  Учитель: - Предлагаю составить модель данной задачи в виде краткой записи. Построение модели задачи Учитель: - Какие слова выберем для краткой записи? Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось» Элементы краткой записи задачи появляются на доске только одновременно с ответом учащихся  Нужно разгрызть – 17 зол. орехов.  Разгрызла – 6 зол. орехов.   Осталось - ? зол. орехов.
  • Разбиение текста на части

Учитель: - Выделите в тексте задачи условие и вопрос.

Учащиеся выделяют в тексте условие ( подчеркивают одной чертой ) и вопрос ( подчеркивают двумя чертами).

  Постановка специальных вопросов

Учитель: - Что известно в задаче?

Ученики воспроизводят условие.

Учитель: - Что требуется узнать?

Ученики воспроизводят вопрос.

Учитель: - Предлагаю составить модель данной задачи в виде краткой записи.

Построение модели задачи

Учитель: - Какие слова выберем для краткой записи?

Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось»

Элементы краткой записи задачи появляются на доске только одновременно с ответом учащихся

Нужно разгрызть – 17 зол. орехов.

Разгрызла – 6 зол. орехов.

Осталось - ? зол. орехов.

Выбор действия с опорой на слово « осталось»   Учитель: - Сколько золотых орехов нужно разгрызть белке? Ученики: - Вере нужно посадить 17 луковиц тюльпанов. Учитель: - Все ли луковицы тюльпанов Вера посадила сразу? Ученики: - Нет! Она посадила только 6 луковиц. Учитель: -  Что требуется узнать в задаче? Ученики: Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере? Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи? Ученики: - Вычитание! Учитель: - Почему? Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем  вычитание.
  • Выбор действия с опорой на слово « осталось»

Учитель: - Сколько золотых орехов нужно разгрызть белке?

Ученики: - Вере нужно посадить 17 луковиц тюльпанов.

Учитель: - Все ли луковицы тюльпанов Вера посадила сразу?

Ученики: - Нет! Она посадила только 6 луковиц.

Учитель: - Что требуется узнать в задаче?

Ученики: Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере?

Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?

Ученики: - Вычитание!

Учитель: - Почему?

Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем

вычитание.

Письменное выполнение  арифметического решения. Учитель: - Запишите решение задачи самостоятельно. Один ученик записывает решение на конторке, остальные в тетради.   17-6=11 (лук.)  Учитель: - Проверим решение задачи, сравнивая своё решение  с решением Маши.

Письменное выполнение арифметического решения.

Учитель: - Запишите решение задачи самостоятельно.

Один ученик записывает решение на конторке, остальные в тетради.

17-6=11 (лук.)

Учитель: - Проверим решение задачи, сравнивая своё решение

с решением Маши.

Сравнение своего результата с результатом другого ученика.   Ученики сравнивают своё решение с решением другого ученика, принимают или отвергают данное решение, доказывая при этом свою точку зрения. Учитель: - Что мы нашли? Ученики: - Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере. Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи? Ученики: - Да! Учитель: - Проговорите полный ответ.

Сравнение своего результата с результатом другого ученика.

  Ученики сравнивают своё решение с решением другого ученика, принимают или отвергают данное решение, доказывая при этом свою точку зрения.

Учитель: - Что мы нашли?

Ученики: - Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере.

Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи?

Ученики: - Да!

Учитель: - Проговорите полный ответ.

Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно. Учитель: - Проговорите полный ответ. Ученики: - Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов. Учитель: - Запишите ответ кратко. Ученики записывают ответ: Запись краткого ответа:  Ответ: 11 луковиц тюльпанов.

Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно.

Учитель: - Проговорите полный ответ.

Ученики: - Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов.

Учитель: - Запишите ответ кратко.

Ученики записывают ответ:

Запись краткого ответа:

Ответ: 11 луковиц тюльпанов.

3) Общий подход   Задача: Белке из сказки нужно разгрызть 17 золотых орехов.   Она разгрызла только 6.  Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?   Цели фрагмента : - формировать общее умение решать задачи : выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде моделей; учить выбирать верную модель из предложенных вариантов; учить выбирать арифметическое действие для решения задачи, опираясь на схему; записывать решение и ответ задачи; выполнять проверку с обоснованием, опираясь на схему. Мет. приёмы : правильное чтение задачи; правильное слушание при восприятии задачи на слух; составление схемы по задаче; выбор правильной схемы; дополнение схемы; выбор действия с опорой на схему; письменное выполнение арифметического решения; проверка решения по схеме; запись ответа.

3) Общий подход

 

Задача: Белке из сказки нужно разгрызть 17 золотых орехов.

Она разгрызла только 6.

Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?

 

Цели фрагмента : - формировать общее умение решать задачи : выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде моделей; учить выбирать верную модель из предложенных вариантов; учить выбирать арифметическое действие для решения задачи, опираясь на схему; записывать решение и ответ задачи; выполнять проверку с обоснованием, опираясь на схему.

Мет. приёмы : правильное чтение задачи; правильное слушание при восприятии задачи на слух; составление схемы по задаче; выбор правильной схемы; дополнение схемы; выбор действия с опорой на схему; письменное выполнение арифметического решения; проверка решения по схеме; запись ответа.

Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно, осмыслив её содержание. Учащиеся при чтении правильно расставляют логическое ударение на числовые данные и на слова, которые определяют выбор действия: «нужно посадить», «посадила», «осталось посадить»; выделяют интонацией вопрос задачи. Правильное слушание при восприятии задачи на слух Учитель: - Кто готов прочитать задачу вслух? Задачу вслух читает хорошо читающий ученик. Учитель: - Какая ситуация описывается в задаче? Ученики: - Как белка грызла золотые орехи. Учитель: - Выделите в тексте главные слова Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось»   Правильное чтение задачи:

Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно, осмыслив её содержание.

Учащиеся при чтении правильно расставляют логическое ударение на числовые данные и на слова, которые определяют выбор действия: «нужно посадить», «посадила», «осталось посадить»; выделяют интонацией вопрос задачи.

Правильное слушание при восприятии задачи на слух

Учитель: - Кто готов прочитать задачу вслух?

Задачу вслух читает хорошо читающий ученик.

Учитель: - Какая ситуация описывается в задаче?

Ученики: - Как белка грызла золотые орехи.

Учитель: - Выделите в тексте главные слова

Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось»

  • Правильное чтение задачи:
Составление схемы по задаче   Учитель: - Обозначим произвольным отрезком ( примерно 6 см) золотые орехи, которые нужно разгрызть белке.  Учитель: - Это часть или целая величина? Ученики:- Целая величина. Учитель: - Прочитайте ещё раз условие задачи и отметьте на схеме золотые орехи, которые белка уже разгрызла. Ученики самостоятельно работают со схемой.
  • Составление схемы по задаче

Учитель: - Обозначим произвольным отрезком ( примерно 6 см) золотые орехи, которые нужно разгрызть белке.

Учитель: - Это часть или целая величина?

Ученики:- Целая величина.

Учитель: - Прочитайте ещё раз условие задачи и отметьте на схеме золотые орехи, которые белка уже разгрызла.

Ученики самостоятельно работают со схемой.

Выбор правильной схемы    Возможные варианты:     1)  2)     Учитель: - Выберите правильный вариант.  Ученики выбирают вариант под №1.  Учитель: -  Обоснуйте свой ответ.  Ученики: - Это часть от целого  т. к белка разгрызла меньше, чем ей осталось разгрызть,  то данный отрезок должен быть меньше, чем оставшаяся часть.   Дополнение схемы.  Выбор действия с опорой на схему  Учитель: -  Какой вопрос задачи?  Ученики: Сколько золотых орехов осталось разгрызть белке?  Учитель: -  Покажите на схеме искомое.  Учитель: Дополните схему, чтобы она соответствовала тексту задачи.   
  • Выбор правильной схемы   Возможные варианты:   1) 2)   Учитель: - Выберите правильный вариант. Ученики выбирают вариант под №1. Учитель: - Обоснуйте свой ответ. Ученики: - Это часть от целого т. к белка разгрызла меньше, чем ей осталось разгрызть, то данный отрезок должен быть меньше, чем оставшаяся часть. Дополнение схемы. Выбор действия с опорой на схему Учитель: - Какой вопрос задачи? Ученики: Сколько золотых орехов осталось разгрызть белке? Учитель: - Покажите на схеме искомое. Учитель: Дополните схему, чтобы она соответствовала тексту задачи.  
 Письменное выполнение  арифметического решения.      Учитель: Пользуясь схемой, запишите решение задачи. Дети самостоятельно записывают решение задачи. Ученики, которые первыми решат задачу, оформляют решение на конторках. Возможные варианты решения: 1 способ : 17-6=11 (зол.орехов) 2 способ: 17+6=23 (зол.орехов) Проверка решения по схеме Ученики сравнивают разные варианты решения и выбирают верный вариант. Учитель:  Обоснуйте свой выбор, опираясь на схему. Ученики: 17 – величина , которая обозначает золотые орехи, которые белка должна разгрызть. Это целая величина ( показывают эту величину на схеме).  6 – величина, которая обозначает золотые орехи, которые белка уже разгрызла. Это часть от целого. ( показывают эту величину на схеме).  11 – величина,  которая обозначает золотые орехи, которые осталось разгрызть белке. Это оставшаяся часть от целого. Чтобы ее найти мы от целого числа отняли известную часть.  17-6=11 (зол.орехов.)
  • Письменное выполнение арифметического решения.  

Учитель: Пользуясь схемой, запишите решение задачи.

Дети самостоятельно записывают решение задачи.

Ученики, которые первыми решат задачу, оформляют решение на конторках.

Возможные варианты решения:

1 способ : 17-6=11 (зол.орехов)

2 способ: 17+6=23 (зол.орехов)

Проверка решения по схеме

Ученики сравнивают разные варианты решения и

выбирают верный вариант.

Учитель: Обоснуйте свой выбор, опираясь на схему.

Ученики: 17 величина , которая обозначает золотые орехи, которые белка должна разгрызть. Это целая величина ( показывают эту величину на схеме).

6 величина, которая обозначает золотые орехи, которые белка уже разгрызла. Это часть от целого. ( показывают эту величину на схеме).

11 – величина, которая обозначает золотые орехи, которые осталось разгрызть белке. Это оставшаяся часть от целого. Чтобы ее найти мы от целого числа отняли известную часть.

17-6=11 (зол.орехов.)

Запись краткого ответа   Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи? Ученики: - Да! Учитель: - Запишите ответ кратко. Ученики записывают ответ:  Ответ: 11 (золотых орехов). МОЛОДЦЫ,ВЫ СПРАВИЛИСЬ!!!
  • Запись краткого ответа

Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи?

Ученики: - Да!

Учитель: - Запишите ответ кратко.

Ученики записывают ответ:

Ответ: 11 (золотых орехов).

МОЛОДЦЫ,ВЫ СПРАВИЛИСЬ!!!

  • Список рекомендуемой литературы
  • 1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных клас- сах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М., 1977. 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в на- чальных классах. - М.: Просвещение, 1984. 3. Гергенова В.Е. Текстовые задачи как средство формирования математиче- ских понятий и представлений у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. 4. Изатуллоев К. Методика использования текстовых задач в обучении младших школьников математике: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. 5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. - М.: Линка-Пресс, 1992, 1997. 6. Истомина Н.Б. Математика 1-2-3 классы (различные издания). 7. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика-1» («Математика-2», «Математика-3»). - М., 1993, 1994, 1995. 8. Истомина Н.Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1995. 9. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. Математические зада- чи как средство обучения и развития учащихся. - М., 1977. 10. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. - М., 1977.
  • Список рекомендуемой литературы
  • 11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. - М.: Про- свещение, 1968. 12. Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математи- ки / Под ред. М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1978. 13. Мартынова А.И. Формирование приемов умственной деятельности у первоклассников (на материале решения задач): Дис. ... канд. пед. наук. - Одесса, 1982. 14. Михайлович Т.С. Формирование логических умений у младших школь- ников в процессе решения задач: Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1992. 15. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. 16. Рузин Н.К. Познавательные и развивающие функции задач в обучении математике учащихся начальных классов средней школы: Дис. ... канд. пед. на- ук. - М., 1971. 17. Свечников А.Л. Решение математических задач в 1-3 классах. - М.: Про- свещение, 1976. 18. Соснина Г.М. Формирование самоконтроля в процессе овладения перво- классниками умением решать простые арифметические задачи: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1979. 19. Талызина Н.Б. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. 20. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1982
Использованые Интернет источники: www.as-pushkin.ru ; rostochek-gik.narod.ru ; www.maam.ru skazki-chudu.ru ; mamaschool.ru ; www.myshared.ru .
  • Использованые Интернет источники:
  • www.as-pushkin.ru ;
  • rostochek-gik.narod.ru ;
  • www.maam.ru
  • skazki-chudu.ru ;
  • mamaschool.ru ;
  • www.myshared.ru .

Если вам понравилась данная презентация, то вы можете использовать её в своей работе, при этом не забудьте указать автора : Шарифулина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МОУ «Урусовский ЦО» Венёвского р-на, Тульской обл.
  • Если вам понравилась данная презентация, то вы можете использовать её в своей работе, при этом не забудьте указать автора :
  • Шарифулина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МОУ «Урусовский ЦО» Венёвского р-на, Тульской обл.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!