- Методика обучения младших школьников решению текстовых задач. На примере задачи о золотых орехах.
Шарифулина Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ « Урусовский ЦО»
1) Содержание всех этапов решения задачи, с указанием приемов их выполнения на примере простой задачи:
Задача : Белке из сказки А.С.Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орешков. Она разгрызла только 6.
Сколько золотых орешков ей осталось разгрызть?
… белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде.
Восприятие и осмысление задачи.
Цель:
- понять задачу,
- установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения,
- выделить отношения (о чём говориться в задаче?),
- величины (что говориться ?),
- зависимости ( на сколько та или другая величина больше или меньше?), известные и неизвестные (какие величины известные, а какие нет?),
- искомое требование (что надо найти?).
Правильное чтение задачи
- правильное прочтение слов и предложений,
- выяснение значений непонятных слов,
- правильная расстановка логического ударения
- на числовые данные и на слова,
- которые определяют выбор действия,
- выделение интонацией вопрос задачи)
Правильное слушание при восприятии задачи на слух
- учителем или хорошо читающим учеником
Представление ситуации, описанной в задаче:
- создание зрительного образа (по иллюстрации);
- создание кинестетического образа (в практической, игровой деятельности)
Разбиение текста на смысловые части.
- разделите текст вертикальными линиями на смысловые части.
- выделите в тексте задачи условие и вопрос.
- условие подчеркните одной чертой, вопрос - двумя чертами.
Белке из сказки А. С. Пушкина « О царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов./ Она разгрызла только 6./
Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?/
Построение материальной или материализованной модели:
практической ( показ задачи на конкретных предметах, о которых идёт речь в задаче: картинка или фото белочки, орехов.)
Графической:
- чертёж ( выбирается единичный отрезок :1 клетка – 1 золотой орех )
(схема)
Рациональный вид модели!
Словесной:
краткая запись
Нужно разгрызть– 17зол. орех.
Разгрызла– 6 зол.орех.
Осталось - ? зол.орех.
Постановка специальных вопросов.
О какой ситуации говорится в задаче?
Что известно?
Все ли золотые орешки белка разгрызла сразу?
Что неизвестно в задаче?
Цель:
выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.
- По опорным словам краткой записи:
Учитель : - Что нужно узнать в задаче?
Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке?
Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель: - Почему?
Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем вычитание.
Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.
По графической модели
(например, по схеме ):
Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков нужно разгрызть белке?
Ученики: показывают соответствующий отрезок.
Учитель: - Это часть или целая величина?
Ученики: - Целая величина!
Учитель: - Покажите на схеме, сколько золотых орешков Белка уже разгрызла?
- Это часть или целая величина?
Ученики: - Это часть от целого.
Учитель: - Какой вопрос в задаче?
Ученики: - Сколько золотых орехов осталось разгрызть Белке?
Учитель: - Как на нашей схеме обозначено искомое количество орехов? Покажите!
Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель: - Почему?
Ученики: - Нужно найти оставшуюся часть от целого!
?
??
Выполнение решения.
Цель: найти ответ на вопрос задачи ( выполнить требование задачи).
Письменное выполнение
арифметического решения:
17-6=11 (зол.орехов)
Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
1.Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос)
17-6=11
- Ответ будет меньше числа 17, так как нужно найти оставшуюся часть от целого;
Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи :
В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («11 золотых орехов ») и проверяем, нет ли противоречия.
Белке из сказки А. С. Пушкина «О Царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов. Она разгрызла только 6.
Ей осталось разгрызть 11.
17-6=11
Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения .
Решение другим методом.
а) практический (см. выше);
б) графический (см. выше)
в) алгебраический
Пусть Х – число золотых орехов, которые осталось разгрызть белке . Тогда, если к нему прибавить число золотых орехов, которые белка уже разгрызла, получим число золотых орехов, которые белке нужно было разгрызть .
х+6=17
х=17-6
х=11
.
- Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения
Составление и решение обратной задачи
а) Текст обратной задачи
Белке нужно разгрызть17 золотых орехов. После того, как она разгрызла несколько золотых орехов , то ей осталось разгрызть ещё 11золотых орехов.
Сколько золотых орехов разгрызла белка сначала?
б) Решение обратной задачи
17-11=6 (зол.орех.)
в) Итог проверки:
Ответ обратной задачи совпадает с данным
числом прямой задачи.
Значит, результат решения задачи верен.
- Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения
5.Определение смысла составленных в процессе решения выражений.
17-6=11 (золот. орехов)
Учитель: - Что обозначает число 17?
Ученик : - 17 – число золотых орехов, которые нужно разгрызть белке?
Учитель : - Что обозначает число 6?
Ученик : - 6 – число золотых орехов, которые белка уже разгрызла.
Учитель : - Что обозначает выражение 17-6 ?
Ученик: - Количество золотых орехов, которые осталось разгрызть белке.
- Проверка решения Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.
17-6=11 (зол.орех.)
Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель: дать ответ на вопрос задачи.
- Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно;
Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов.
2) Варианты организации деятельности учащихся, соответствующие двум методическим подходам
к обучению решению задач младших школьников:
частному и общему.
Задача: Белке нужно разгрызть 17золотых орехов.
Она разгрызла только 6.
Сколько золотых орехов ей осталось разгызть?
Цели фрагмента : - найти ответ на вопрос задачи;
- формировать умение решать задачи данного вида.
Методические приёмы : правильное чтение задачи; разбиение текста на части; правильное слушание при восприятии задачи на слух; представление ситуации, описанной в задаче; разбиение текста на части; постановка специальных вопросов ; построение модели задачи; выбор действия с опорой на слово « осталось»; письменное выполнение арифметического действия; сравнение своего результата с результатом другого ученика; формулировка ответа на вопрос задачи; запись ответа.
Методические приёмы: Правильное чтение задачи.
Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно про себя и отметьте в тексте слова, значение которых вам непонятны.
Учащиеся при первичном чтении выясняют значения непонятных слов.
Возможная трудность : «луковицы тюльпанов».
Учитель рассказывает детям с помощью иллюстративного или кинестетического образа как размножаются тюльпаны.
Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно ещё раз, осмыслив её содержание.
Учащиеся при повторном чтении правильно расставляют логическое ударение на числовые данные и на слова, которые определяют выбор действия: «нужно посадить», «посадила», «осталось посадить»; выделяют интонацией вопрос задачи.
Правильное слушание при восприятии задачи на слух .
Учитель: - Кто готов прочитать задачу вслух?
Задачу вслух читает хорошо читающий ученик, выделяя голосом опорные слова.
Представление ситуации, описанной в задаче
Учитель: - Попытаемся представить себе то, о чем говорится в задаче.
С помощью фрагмента из мультипликационного фильма « Сказка о царе Салтане» и художественных иллюстраций учащиеся создают зрительный образ ситуации, описанной в задаче.
Учитель: - Выделите в тексте задачи условие и вопрос.
Учащиеся выделяют в тексте условие ( подчеркивают одной чертой ) и вопрос
- Разбиение текста на части
Учитель: - Выделите в тексте задачи условие и вопрос.
Учащиеся выделяют в тексте условие ( подчеркивают одной чертой ) и вопрос ( подчеркивают двумя чертами).
Постановка специальных вопросов
Учитель: - Что известно в задаче?
Ученики воспроизводят условие.
Учитель: - Что требуется узнать?
Ученики воспроизводят вопрос.
Учитель: - Предлагаю составить модель данной задачи в виде краткой записи.
Построение модели задачи
Учитель: - Какие слова выберем для краткой записи?
Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось»
Элементы краткой записи задачи появляются на доске только одновременно с ответом учащихся
Нужно разгрызть – 17 зол. орехов.
Разгрызла – 6 зол. орехов.
Осталось - ? зол. орехов.
- Выбор действия с опорой на слово « осталось»
Учитель: - Сколько золотых орехов нужно разгрызть белке?
Ученики: - Вере нужно посадить 17 луковиц тюльпанов.
Учитель: - Все ли луковицы тюльпанов Вера посадила сразу?
Ученики: - Нет! Она посадила только 6 луковиц.
Учитель: - Что требуется узнать в задаче?
Ученики: Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере?
Учитель: - Какое действие выберем для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель: - Почему?
Ученики: - « Осталось », это - стало меньше, поэтому выбираем
вычитание.
Письменное выполнение арифметического решения.
Учитель: - Запишите решение задачи самостоятельно.
Один ученик записывает решение на конторке, остальные в тетради.
17-6=11 (лук.)
Учитель: - Проверим решение задачи, сравнивая своё решение
с решением Маши.
Сравнение своего результата с результатом другого ученика.
Ученики сравнивают своё решение с решением другого ученика, принимают или отвергают данное решение, доказывая при этом свою точку зрения.
Учитель: - Что мы нашли?
Ученики: - Сколько луковиц тюльпанов осталось посадить Вере.
Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи?
Ученики: - Да!
Учитель: - Проговорите полный ответ.
Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно.
Учитель: - Проговорите полный ответ.
Ученики: - Вере осталось посадить 6 луковиц тюльпанов.
Учитель: - Запишите ответ кратко.
Ученики записывают ответ:
Запись краткого ответа:
Ответ: 11 луковиц тюльпанов.
3) Общий подход
Задача: Белке из сказки нужно разгрызть 17 золотых орехов.
Она разгрызла только 6.
Сколько золотых орехов ей осталось разгрызть?
Цели фрагмента : - формировать общее умение решать задачи : выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде моделей; учить выбирать верную модель из предложенных вариантов; учить выбирать арифметическое действие для решения задачи, опираясь на схему; записывать решение и ответ задачи; выполнять проверку с обоснованием, опираясь на схему.
Мет. приёмы : правильное чтение задачи; правильное слушание при восприятии задачи на слух; составление схемы по задаче; выбор правильной схемы; дополнение схемы; выбор действия с опорой на схему; письменное выполнение арифметического решения; проверка решения по схеме; запись ответа.
Учитель: - Прочитайте задачу самостоятельно, осмыслив её содержание.
Учащиеся при чтении правильно расставляют логическое ударение на числовые данные и на слова, которые определяют выбор действия: «нужно посадить», «посадила», «осталось посадить»; выделяют интонацией вопрос задачи.
Правильное слушание при восприятии задачи на слух
Учитель: - Кто готов прочитать задачу вслух?
Задачу вслух читает хорошо читающий ученик.
Учитель: - Какая ситуация описывается в задаче?
Ученики: - Как белка грызла золотые орехи.
Учитель: - Выделите в тексте главные слова
Ученики: - «Нужно разгрызть», «разгрызла», «осталось»
- Правильное чтение задачи:
- Составление схемы по задаче
Учитель: - Обозначим произвольным отрезком ( примерно 6 см) золотые орехи, которые нужно разгрызть белке.
Учитель: - Это часть или целая величина?
Ученики:- Целая величина.
Учитель: - Прочитайте ещё раз условие задачи и отметьте на схеме золотые орехи, которые белка уже разгрызла.
Ученики самостоятельно работают со схемой.
- Выбор правильной схемы Возможные варианты: 1) 2) Учитель: - Выберите правильный вариант. Ученики выбирают вариант под №1. Учитель: - Обоснуйте свой ответ. Ученики: - Это часть от целого т. к белка разгрызла меньше, чем ей осталось разгрызть, то данный отрезок должен быть меньше, чем оставшаяся часть. Дополнение схемы. Выбор действия с опорой на схему Учитель: - Какой вопрос задачи? Ученики: Сколько золотых орехов осталось разгрызть белке? Учитель: - Покажите на схеме искомое. Учитель: Дополните схему, чтобы она соответствовала тексту задачи.
- Письменное выполнение арифметического решения.
Учитель: Пользуясь схемой, запишите решение задачи.
Дети самостоятельно записывают решение задачи.
Ученики, которые первыми решат задачу, оформляют решение на конторках.
Возможные варианты решения:
1 способ : 17-6=11 (зол.орехов)
2 способ: 17+6=23 (зол.орехов)
Проверка решения по схеме
Ученики сравнивают разные варианты решения и
выбирают верный вариант.
Учитель: Обоснуйте свой выбор, опираясь на схему.
Ученики: 17 – величина , которая обозначает золотые орехи, которые белка должна разгрызть. Это целая величина ( показывают эту величину на схеме).
6 – величина, которая обозначает золотые орехи, которые белка уже разгрызла. Это часть от целого. ( показывают эту величину на схеме).
11 – величина, которая обозначает золотые орехи, которые осталось разгрызть белке. Это оставшаяся часть от целого. Чтобы ее найти мы от целого числа отняли известную часть.
17-6=11 (зол.орехов.)
Учитель: - Ответили ли мы на вопрос задачи?
Ученики: - Да!
Учитель: - Запишите ответ кратко.
Ученики записывают ответ:
Ответ: 11 (золотых орехов).
МОЛОДЦЫ,ВЫ СПРАВИЛИСЬ!!!
- Список рекомендуемой литературы
- 1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных клас- сах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М., 1977. 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в на- чальных классах. - М.: Просвещение, 1984. 3. Гергенова В.Е. Текстовые задачи как средство формирования математиче- ских понятий и представлений у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. 4. Изатуллоев К. Методика использования текстовых задач в обучении младших школьников математике: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. 5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. - М.: Линка-Пресс, 1992, 1997. 6. Истомина Н.Б. Математика 1-2-3 классы (различные издания). 7. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика-1» («Математика-2», «Математика-3»). - М., 1993, 1994, 1995. 8. Истомина Н.Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1995. 9. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. Математические зада- чи как средство обучения и развития учащихся. - М., 1977. 10. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. - М., 1977.
- Список рекомендуемой литературы
- 11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. - М.: Про- свещение, 1968. 12. Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математи- ки / Под ред. М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1978. 13. Мартынова А.И. Формирование приемов умственной деятельности у первоклассников (на материале решения задач): Дис. ... канд. пед. наук. - Одесса, 1982. 14. Михайлович Т.С. Формирование логических умений у младших школь- ников в процессе решения задач: Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1992. 15. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. 16. Рузин Н.К. Познавательные и развивающие функции задач в обучении математике учащихся начальных классов средней школы: Дис. ... канд. пед. на- ук. - М., 1971. 17. Свечников А.Л. Решение математических задач в 1-3 классах. - М.: Про- свещение, 1976. 18. Соснина Г.М. Формирование самоконтроля в процессе овладения перво- классниками умением решать простые арифметические задачи: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1979. 19. Талызина Н.Б. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. 20. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1982
- Использованые Интернет источники:
- www.as-pushkin.ru ;
- rostochek-gik.narod.ru ;
- www.maam.ru
- skazki-chudu.ru ;
- mamaschool.ru ;
- www.myshared.ru .
- Если вам понравилась данная презентация, то вы можете использовать её в своей работе, при этом не забудьте указать автора :
- Шарифулина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МОУ «Урусовский ЦО» Венёвского р-на, Тульской обл.