Вазопись Древней Греции
Древнегреческая вазопись - понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.
Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIX в. в Греции. С XIX в. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.
Просмотр содержимого документа
«презентация по мировой художественной культуре»
Вазопись Древней Греции
Древнегреческая вазопись
- декоративная роспись сосудов выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом.
Эгейская вазопись до Древней Греции
- Минойская керамика Минийская керамика Микенская керамика
- Минойская керамика Минийская керамика Микенская керамика
- Минойская керамика
- Минийская керамика
- Микенская керамика
Минойская керамика
Простые геометрические узоры на первых вазах сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес .
Минийская керамика
Из тонкой глины, изящная, но без росписи
Микенская керамика
Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Популярны животные и растительные мотивы. Позднее в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.
Древнегреческая вазопись
- Протогеометрический и геометрический стили Ориентализирующий период Чернофигурная вазопись Краснофигурная вазопись Вазопись по белому фону Вазы-гнафии Вазы из Канозы Вазы из Чентурипе
- Протогеометрический и геометрический стили Ориентализирующий период Чернофигурная вазопись Краснофигурная вазопись Вазопись по белому фону Вазы-гнафии Вазы из Канозы Вазы из Чентурипе
- Протогеометрический и геометрический стили
- Ориентализирующий период
- Чернофигурная вазопись
- Краснофигурная вазопись
- Вазопись по белому фону
- Вазы-гнафии
- Вазы из Канозы
- Вазы из Чентурипе
Протогеометрический и геометрический стили
Характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Далее распространяются геометрические мотивы. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.
Ориентализирующий период
Характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов , сфинксов и львов .
Чернофигурная вазопись
Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества , сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне . Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты ). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Краснофигурная вазопись
Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид . В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными.
Вазопись по белому фону
Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов , арибалов и алабастронов
Вазы-гнафии
Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы
Вазы из Чентурипе
Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами
Работу выполнил: учащийся 10 класса Хомченко Николай