Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке на тему "Томас Морли"»
- Томас Морли ( англ. Thomas Morley ; 1557 или 1558, Норидж — октябрь 1602, Лондон ) — английский композитор, теоретик музыки и нотоиздатель .
- Томас Морли родился в Норидже, в семье пивовара. Документальных сведений о первоначальном музыкальном образовании Морли нет. Вероятней всего, был хористом в кафедральном соборе родного города, где в 1583-1587 гг. работал в должности органиста и капельмейстера.
- В 1598 году Морли получил новую королевскую лицензию на издание книг, нот и «линованной» (т.е. нотной) бумаги.
- Расширяя сферу своей издательской деятельности, Морли рассчитывал заработать не столько на нотах, сколько на стихотворных переложениях Псалтири (т.наз. «метрической» Псалтири), которые у тогдашних протестантов были в большом ходу.
- Как нотоиздатель, способствовал распространению в Англии итальянской светской музыки (прежде всего, мадригалов). Среди прочих печатал сочинения Дж. Анерио, А. Феррабоско, Л. Маренцио, О. Векки, Л. Виаданы.
- О последних годах жизни Морли почти ничего неизвестно, кроме того, что в предисловиях к своим поздним изданиям он жалуется на болезнь.
Дидона и Эней
- Дидона и Эней ( англ. Dido and Aeneas ) (Z. 626) — опера в трёх действиях английского барочного композитора Генри Пёрселла , либретто Наума Тейта по поэме (четвёртой книге) Вергилия « Энеида », рассказывающей историю Энея, легендарного троянского героя.
- Первое известное представление оперы состоялось в женской школе Джозиаса Приста в Лондоне не позже лета 1688 года. Считается выдающейся оперой Пёрселла [1] . Единственное его произведение для музыкального театра без разговорных диалогов.
Дидона (Dido), Элисса, в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Дидоны Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Дидона купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (греч. «шкура»). При её закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова - знак господства Рима над миром). По версии Юстина (XVIII 4-7), восходящей к более ранним греческим или финикийским источникам, Дидона, преследуемая сватовством Ярба, взошла на костёр, храня верность памяти мужа. Римская традиция связала Дидону с Энеем .
Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3-2 вв. до н. э.) о Пунической войне. Обработал её Вергилий в четвёртой книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Дидона покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Дидоны, возможно, восходит к финикийскому божеству; карфагеняне чтили её как богиню. В нач. 16 в., почти одновременно с первыми переводами «Энеиды» Вергилия, создаются трагедии: «Дидона» Дж. Джиральди Чинтио; «Дидона» Л. Дольче; «Дидона, приносящая себя в жертву» Э. Жоделя и др.; среди поэтических произведений: «История царицы Дидоны» Г. Сакса и др. Среди драматических произведений 17-18 вв.: «Д., приносящая себя в жертву» А. Арди; «Дидона» Ж. де Скюдери; «Покинутая Дидона» П. Метастазио; «Д.» И. Э. Шлегеля; «Дидона» Я. Б. Княжнина и «Дидона» М. Н. Муравьёва. Миф о Дидоне пользовался особой популярностью в европейском музыкально-драматическом искусстве начиная с сер. 17 в. (среди первых опер.: «Дидона» Ф. Кавалли; «Безумная Дидона» К. Паллавичино; «Дидона и Эней» Г. Пёрселла; «Безумная Дидона» А. Скарлатти и др.). К либретто П. Метастазио обращались композиторы А. Скарлатти (вторая опера на этот сюжет), Н. Порпора, Г. Ф. Гендель, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, В. Фьораванти.
- До нас дошло немного произведений античного искусства, связанных с мифом (фреска в Помпеях, мозаика из Галикарнаса, ряд статуэток Дидоны, кончающей с собой, и др.). Европейское искусство обращается к мифу вначале в иллюстрациях к поэме Вергилия, начиная с 15 в.- в живописи. Наиболее распространённым был сюжет «самоубийство Дидоны» (картины А. Мантеньи, Аннибале Карраччи, Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенса, С. Бурдона, Ш. Лебрена, А. Куапеля, Дж. Рейнолдса и др.), воплощались также сцены пиршества Энея и Дидоны и их охоты (фрески Я. Амигони и Дж. Б. Тьеполо, картины Г. Рени, И. Г. Тишбейна и др.), сюжет «Дидона основывает Карфаген» (Дж. Б. Питтони и др)