СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему "Виолончель"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

—Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) – выдающийся оперный композитор и драматург, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Старший современник Й.Гайдна и В. А. Моцарта, тесно связанный с музыкальной жизнью Вены, К.В. Глюк примыкает к венской классической школе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке на тему "Виолончель"»

Виола

Виола

Виола (итал.  viola ) — семейство струнных смычковых музыкальных инструментов. В современном значении виолами называют семейство инструментов, бытовавшее в музыкальной практике Западной Европы XVI—XVIII столетий, но к началу XIX века почти вытесненное из академической музыки. В начале XX века на почве интереса к старинной музыке возрождается профессиональная исполнительская школа, а в последние десятилетия виолы привлекают также внимание профессиональных композиторов, что даёт основание рассматривать их как современные инструменты.
  • Виола (итал.  viola ) — семейство струнных смычковых музыкальных инструментов.
  • В современном значении виолами называют семейство инструментов, бытовавшее в музыкальной практике Западной Европы XVI—XVIII столетий, но к началу XIX века почти вытесненное из академической музыки.
  • В начале XX века на почве интереса к старинной музыке возрождается профессиональная исполнительская школа, а в последние десятилетия виолы привлекают также внимание профессиональных композиторов, что даёт основание рассматривать их как современные инструменты.
История   Первыми смычковыми инструментами в Европе были родственные между собой ребаб, проникший в Испанию с арабским завоеванием, и византийская лира. На их основе к XIII сформировались уже чисто европейские ребек и виела (фидель), впервые описанные в «Трактате о музыке» Иеронима Моравского (ок. 1275).  В это же время в Европе возник и новый способ игры на смычковых, при котором инструмент располагался на плече исполнителя, а не на ногах, как ранее. Первоначально оба способа существовали параллельно и не зависели от типа инструмента. Позже, с развитием многоголосия в профессиональной музыке, появилась потребность в инструментах более низких регистров с большим корпусом, игра на которых была возможна только в вертикальном положении.  В Италии такой способ игры стал называться da gamba (от gamba — нога), в отличие от горизонтального — da braccio (плечо).

История

  • Первыми смычковыми инструментами в Европе были родственные между собой ребаб, проникший в Испанию с арабским завоеванием, и византийская лира.
  • На их основе к XIII сформировались уже чисто европейские ребек и виела (фидель), впервые описанные в «Трактате о музыке» Иеронима Моравского (ок. 1275).
  • В это же время в Европе возник и новый способ игры на смычковых, при котором инструмент располагался на плече исполнителя, а не на ногах, как ранее.
  • Первоначально оба способа существовали параллельно и не зависели от типа инструмента.
  • Позже, с развитием многоголосия в профессиональной музыке, появилась потребность в инструментах более низких регистров с большим корпусом, игра на которых была возможна только в вертикальном положении.
  • В Италии такой способ игры стал называться da gamba (от gamba — нога), в отличие от горизонтального — da braccio (плечо).
Стандартизация инструмента происходила одновременно со скрипками в мастерских ранних итальянских лютье - Андреа Амати, Гаспаро да Сало. Исполнительская школа виол в это время развивалась быстрее скрипичной, и ранние образцы виртуозной виольной музыки превосходят современные им скрипичные по техническим сложностям. В эпоху Барокко эти инструменты использовались преимущественно в аристократической среде.  Ко второй половине 18 века их популярность постепенно угасает. Последним выдающимся виолистом был современник и коллега Гайдна Карл Фридрих Абель. После его смерти виолы на более чем сотню лет исчезли с профессиональной сцены, продолжая использоваться среди любителей старинной музыки. В начале ХХ века виолы возвращаются на концертные сцены в руках Христиана Деберайнера, Пауля Груммера и семьи Долмечей.
  • Стандартизация инструмента происходила одновременно со скрипками в мастерских ранних итальянских лютье - Андреа Амати, Гаспаро да Сало.
  • Исполнительская школа виол в это время развивалась быстрее скрипичной, и ранние образцы виртуозной виольной музыки превосходят современные им скрипичные по техническим сложностям.
  • В эпоху Барокко эти инструменты использовались преимущественно в аристократической среде.
  • Ко второй половине 18 века их популярность постепенно угасает. Последним выдающимся виолистом был современник и коллега Гайдна Карл Фридрих Абель.
  • После его смерти виолы на более чем сотню лет исчезли с профессиональной сцены, продолжая использоваться среди любителей старинной музыки. В начале ХХ века виолы возвращаются на концертные сцены в руках Христиана Деберайнера, Пауля Груммера и семьи Долмечей.
Строение   Виолы в основном были четырёх видов: дискантовые,  альтовые,  теноровые  басовые. В XVI—XVIII вв. как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая виола — виола да гамба. Поскольку в ансамбле она выполняла функцию баса, нередко её называли басовой виолой. Среди композиторов, писавших для неё, — И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, Ф. Куперен, а также виртуозы-гамбисты — Х. Ф. Абель в Германии, М. Маре и Р. Маре во Франции.

Строение

  • Виолы в основном были четырёх видов:
  • дискантовые,
  • альтовые,
  • теноровые
  • басовые.
  • В XVI—XVIII вв. как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая виола — виола да гамба. Поскольку в ансамбле она выполняла функцию баса, нередко её называли басовой виолой. Среди композиторов, писавших для неё, — И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, Ф. Куперен, а также виртуозы-гамбисты — Х. Ф. Абель в Германии, М. Маре и Р. Маре во Франции.
Виола да гамба  (итал.  viola da gamba — ножная виола ) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели.  На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда название. Из всего виольного семейства виола да гамба дольше всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века.  Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе.  В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 г. исполнением сонаты Абеля.
  • Виола да гамба (итал.  viola da gambaножная виола ) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели.
  • На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда название.
  • Из всего виольного семейства виола да гамба дольше всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века.
  • Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе.
  • В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 г. исполнением сонаты Абеля.
Лира да бра́ччо  (итал.  lira da braccio , буквально — «ручная лира») — струнный смычковый инструмент (хордофон). Был распространён в Италии в XV — XVI веках. О его распространённости свидетельствует тот факт, что Аполлон, расположенный в центре фрески «Парнас» Рафаэля (1511), играет не на античной лире, а на лире да браччо. Формой корпуса лира да браччо напоминает скрипку, но несколько крупнее её (наподобие альта) и имеет более широкие деку и дно. Другое важное отличие лиры да браччо от скрипки — бурдонные струны, натянутые сбоку от грифа. В типичной конструкции 7 струн, из которых 5 основных и 2 бурдонных. При игре лиру да браччо держали подобно скрипке, прижимая к плечу, однако чаще не горизонтально, а под наклоном — так, что головка находилась значительно ниже корпуса.
  • Лира да бра́ччо (итал.  lira da braccio , буквально — «ручная лира») — струнный смычковый инструмент (хордофон). Был распространён в Италии в XV — XVI веках. О его распространённости свидетельствует тот факт, что Аполлон, расположенный в центре фрески «Парнас» Рафаэля (1511), играет не на античной лире, а на лире да браччо.
  • Формой корпуса лира да браччо напоминает скрипку, но несколько крупнее её (наподобие альта) и имеет более широкие деку и дно. Другое важное отличие лиры да браччо от скрипки — бурдонные струны, натянутые сбоку от грифа. В типичной конструкции 7 струн, из которых 5 основных и 2 бурдонных.
  • При игре лиру да браччо держали подобно скрипке, прижимая к плечу, однако чаще не горизонтально, а под наклоном — так, что головка находилась значительно ниже корпуса.
Спасибо за внимание!  Благодаря деятельности Августа Венцингера возрождается профессиональная исполнительская школа, и на сегодня класс виол представлен во многих консерваториях Европы и Северной Америки.

Спасибо за внимание!

  • Благодаря деятельности Августа Венцингера возрождается профессиональная исполнительская школа, и на сегодня класс виол представлен во многих консерваториях Европы и Северной Америки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!