Сценарий НОД ОО "Познание"
по обучению грамоте в старшей группе
тема: "День матери"
Задачи:
Образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, выделять в словах звуки, учить составлять и читать слоги по символам звуков, упражнять в определении места слога в слове.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитывающие: воспитывать у детей чувство любви и уважения к матери, развивать эмоциональную отзывчивость
воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность,
дружелюбие,
воспитывать интерес к обучению грамоте.
Организация детей: в кругу, за столами.
Демонстрационный материал: цветок, картины-схемы слов мама, Мила;
красные, синие, зеленые; условные обозначения гласных звуков.
Наглядные картинки со слогом "ма".
Обручи- красный, желтый, зелёный
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа слов; красные, синие, зеленые фишки, условные обозначения гласных звуков.
Ход занятия
Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гости. Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами учимся. Давайте их поприветствуем.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!
1задание Разминка (1слайд)
Воспитатель:
Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие).
Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки? (синим).
Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки? (зелёным).
Каким цветом обозначают гласные звуки? (красным).
Отгадывание звуков по условным обозначениям.
Игра «Назови пару».
Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый (мягкий)согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую(твёрдую) пару произнесенного звука.
2 задание Мама(2слайд)
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: "Вставать пора? "
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
(Ответы детей -"Мама")
Воспитатель: Да, это мама!
Мама-это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки.
Мама учит нас быть честными и смелыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.
Мама всегда хочет, чтобы дети выросли здоровыми, умными, добрыми, вежливыми.
Игра «Ласковое слово для мам
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что сегодня я на принесла на занятие – это цветочек, но он не обыкновенный, в нем спрятано много добрых, нежных слов о маме. Давайте мы будем его передавать друг другу и произносить эти волшебные слова, посвящённые маме.
Дети по кругу передают цветок и произносят нежные слова, посвящённые маме (нежная, любимая, ласковая, добрая, хорошая, красивая, умная и т. д.).
Мама постоянно заботится о нас. Как же ваши мамы о вас заботятся? (Кормит, одевает, лечат, защищает, жалеет, развлекает, обучает, обнимает, ласкает…)
Физминутка «Большая стирка».
Буду маме помогать,
Буду я белье стирать. (дети изображают стирку, трут кулачками друг о друга)
Мылом, мылю я носки (Водят правым кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки (Трут кулачками друг о друга)
Сполосну носочки ловко (Движения опущенными кистями вправо, влево)
И повешу на веревку. (Руки вверх, кисти согнуть, выпрямить, руки опустить)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
3задание.Звуковой анализ слова "Мама", "Мила".
-Сколько слогов в слове «мама»? Какие? -
Назовите первый слог. Какой второй слог?
-Сколько звуков в слове «мама»?
Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
-Сколько согласных в этом слове? Назовите их.
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «Мила».
-Сколько звуков в слове «Мила»?
-Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
Сколько согласных в этом слове? Назовите их.
Воспитатель: Ребята давайте сравним 1-ый звук в слове "мама". Какой он по звучанию? и 1-ый звук в слове "Мила".
Какой он по звучанию?
4 задание.
Работа с наглядными картинками в виде игры «Найди свой дом».
Воспитатель: -Ребята, слог «ма» предлагает вам поиграть с ним. Перед вами картинки, вам нужно взять по одной картинке, и найти домик, где живет эта картинка (определить где находится слог в слове). Перед вами три обруча красный, синий, зеленый. Те детки у кого в слове слог "ма" в начале слова положить в красный обруч, у кого "ма" в середине - в синий, и у кого слог" ма" в конце слова - в зеленый.
Итог занятия
Ребята, наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами говорили? Любите своих мам, оберегайте их и радуйте своими успехами.
Спасибо. Молодцы.