Кто такие рыбы?
Проверка домашнего задания.
Какое насекомое спасает смородину от вредителей?
Из каких частей состоит тело насекомого?
Какое насекомое человек одомашнил?
Кто такие насекомые?
Тестирование.
Стр. 29.
Отгадай загадку.
Лакомство я для кота,
Но добыча не проста,
С рыбаками не дружу,
Стороной их обхожу,
А еще боюсь крючков,
Что купают червячков.
Я в воде скрываюсь зыбкой,
А зовут меня как?
Тема урока.
Рыбы.
Сегодня на уроке:
- Узнаем, каких животных называют рыбами.
- Научимся приводить примеры морских и речных рыб.
- Будем учиться описывать рыб по плану.
Работа в учебнике.
Стр.34.
Работа в парах.
Изучите строение рыбы.
Сейчас я расскажу вам о строении рыб на примере краснопёрки.
Почему эта рыба так называется?
Строение рыбы.
туловище
голова
хвост
Жаберная крышка
плавники
Подумай.
Что помогает рыбам жить в воде?
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать.
Плавательный пузырь
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр.
Жабры
Жабры устроены таким образом,
что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
Подумай.
Что защищает рыбу в воде?
Отгадай загадку.
У родителей и деток вся одежда из монеток?
Что это за монетки?
Тело почти всех рыб покрыто
чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе
зим и лет.
Летом рыба быстро растёт
– и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько
рыбе зим и лет.
У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.
Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша.
Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.
Однажды проделали опыт:
положили её в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба – вся полосатая, словно кусочек занавески
в банке забыли .
Найди камбалу.
Работа в учебнике.
Стр.35.
Подумай.
На какие группы можно разделить всех рыб?
окунь
щука
Речные
рыбы
карась
ёрш
сельдь
камбала
Морские
рыбы
треска
акула
гуппи
Золотая рыбка
Аквариумные рыбки
петушки
гурами
Подумай.
Узнай рыбу.
Определи к какой группе она относится.
Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл.
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва.
Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне.
Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали?
Одеваются нарядно
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Жёлтые и голубые
Некапризные рыбёшки
Всем знакомые?
Вывод:
Рыбы – это водные животные и тело у большинства из них покрыто чешуёй.
Проверь себя.
- Кто такие рыбы?
- На какие группы они делятся?
- Приведите примеры речных рыб?
- Приведите примеры морских рыб?
Рефлексия.
Теперь я знаю, что...
Домашнее задание.
Учебник стр. 34 – 35, подготовить описание любой рыбы по плану (устно). КИМЫ стр.15.
Тетрадь стр.24.