Основные принципы деятельности классного руководителя
· Гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя – личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию).
· Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих в классе.
· Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе (исходя из предполагаемых конечных результатов (цели) воспитания).
· Принцип целесообразности и природообразности: выбор конкретных форм деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, ценностных и целевых ориентаций уровня развития коллектива.
Принципы деятельности классного руководителя
1. Принцип "понимания вместо осуждения" дает возможность ученику, нарушившему
нормы поведения, совершившему некрасивый поступок, выразить свои чувства, понять их
и серьезно принять решение "об изменении самого себя".
2. Принцип "добровольность вместо контроля" предполагает предоставление ученику
возможности самому решать, какая помощь от классного руководителя ему необходима,
какую помощь он хочет принять. Под этим также подразумевается, что классный
руководитель не должен навязывать воспитаннику свое мнение, если его советы и
доказательства порождают приспособляемость, страх, то тогда становится невозможным
адекватное личностное развитие школьника.
3. В тесной связи с предыдущим можно считать принцип "помощь для самопомощи" или
"активность вместо пассивности". Если классный руководитель сам активен, все делает
для своего ученика и не требует от него самостоятельных действий, то тем самым он
делает его еще более беспомощным и зависимым. Классный руководитель должен дать
каждому своему ученику возможность самому строить свою "школьную жизнь".
4. Принцип "скрытность, конфиденциальность" отражает право каждого ученика на
уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житейских
ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в
разговорах может происходить только с согласия воспитанника.
5. Принцип "открытость (искренность), доверие" направлен на установление
доверительных отношений между классным руководителем и учеником его класса.
Подразумевает открытое и честное поведение классного руководителя, который ничего не
позволит себе делать за спиной своего воспитанника.
6. Принцип "семейной ориентации" исходит из того, что воспитание как социально-
педагогическая защита и помощь детям может быть обеспечено только совместными
усилиями классного руководителя и родителей, при условии изменения ситуации и
отношений в семье.
7. Принцип "объединенной помощи - комплексной помощи" затрагивает совокупность
проблемных жизненных обстоятельств, которых становится все больше и больше в жизни
каждого современного школьника. Помощь классного руководителя должна
осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими
отношение к семье. Этот принцип показывает, что в социально-педагогической поддержке
все большего признания добивается процессуально-систематическое видение социальных
проблем, которое и объединяет материальные, физические, духовно-психические,
личностные и общественные проблемы.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по педагогике: "Ведущие принципы работы классного руководителя в современном воспитательном процессе"»