СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по повести Андрея Платонова "Котлован". Часть II

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

От появления Насти до начала коллективизации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по повести Андрея Платонова "Котлован". Часть II»

 А что, товарищи,- сказал однажды Сафронов,- не поставить ли нам радио для заслушанья достижений и директив! У нас есть здесь отсталые массы, которым полезна была бы культурная революция и всякий музыкальный звук, чтоб они не скопляли в себе темное настроение! -- Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио,-- возразил Жачев.

А что, товарищи,- сказал однажды Сафронов,- не поставить ли нам радио для заслушанья достижений и директив! У нас есть здесь отсталые массы, которым полезна была бы

культурная революция и всякий музыкальный звук, чтоб они не скопляли в себе темное настроение! -- Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио,-- возразил Жачев.

О какой девочке идет речь? Что значит ребенок в мире Платонова? Что объединяет Прушевского, Чиклина, Жачева? Как это дополнительно характеризует Жачева?

О какой девочке идет речь? Что значит ребенок в мире Платонова?

Что объединяет Прушевского, Чиклина, Жачева? Как это дополнительно характеризует Жачева?

Нам, товарищи, необходимо здесь иметь в форме детства лидера будущего пролетарского света: в этом товарищ Жачев оправдал то положение, что у него голова цела, а ног нету. Жачев хотел сказать Сафронову ответ, но предпочел притянуть к себе за штанину ближнего хуторского мужика и дать ему развитой рукой два удара в бок, как наличному виноватому буржую. Желтые глаза мужика только зажмурились от муки, но сам он не сделал себе никакой зашиты и молча стоял на земле.

Нам, товарищи, необходимо здесь иметь в форме детства лидера будущего пролетарского света: в этом товарищ Жачев оправдал то положение, что у него голова цела, а ног нету.

Жачев хотел сказать Сафронову ответ, но предпочел притянуть к себе за штанину ближнего хуторского мужика и дать ему

развитой рукой два удара в бок, как наличному виноватому буржую. Желтые глаза мужика только зажмурились от муки, но сам

он не сделал себе никакой зашиты и молча стоял на земле.

Жестокость по отношению к ближнему – черта, присущая большинству строителей нового мира. Особенно по отношению к крестьянину. Картины Павла Филонова – одного их лучших художников века

Жестокость по отношению к ближнему – черта, присущая большинству строителей нового мира. Особенно по отношению к крестьянину.

Картины Павла Филонова – одного их лучших художников века

Судьба Насти – важнейший сюжетный узел повести. Какова речь девочки до знакомства с землекопами? Какие пугающие нотки уже есть в словах Насти? О чем ее просит мать?

Судьба Насти – важнейший сюжетный узел повести. Какова речь девочки до знакомства с землекопами?

Какие пугающие нотки уже есть в словах Насти? О чем ее просит мать?

Товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы. -- Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... - Товарищи, мы должны,-- ежеминутно произносила требование труба,-- обрезать хвосты и гривы у лошадей! Каждые восемьдесят тысяч лошадей дадут нам тридцать тракторов!..

Товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы. -- Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы...

- Товарищи, мы должны,-- ежеминутно произносила требование труба,-- обрезать хвосты и гривы у лошадей! Каждые восемьдесят тысяч лошадей дадут нам тридцать тракторов!..

Кажется, что такого языка просто не может быть. Но таков язык чудовищной пропаганды. Павел Филонов

Кажется, что такого языка просто не может быть. Но таков язык чудовищной пропаганды.

Павел Филонов

Жачеву же, и наравне с ним Вощеву, становилось беспричинно стыдно от долгих речей по радио; им ничего не казалось против говорящего и наставляющего, а только все более ощущался личный позор. Иногда Жачев не мог стерпеть своего угнетенного отчаяния души, и он кричал среди шума сознания, льющегося из рупора: - Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!..

Жачеву же, и наравне с ним Вощеву, становилось беспричинно стыдно от

долгих речей по радио; им ничего не казалось против говорящего и наставляющего, а только все более ощущался личный позор. Иногда Жачев не мог стерпеть своего угнетенного отчаяния души, и он кричал среди шума сознания, льющегося из рупора:

- Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!..

У Жачева совершенно нормальная человеческая реакция на обращенный к нему призыв, но призыв анонимен. Сцена выключения радио и речь Сафронова.

У Жачева совершенно нормальная человеческая реакция на обращенный к нему призыв, но призыв анонимен.

Сцена выключения радио и речь Сафронова.

Девочка осторожно села на скамью, разглядела среди стенных лозунгов карту СССР и спросила у Чиклина про черты меридианов: - Дядя, что это такое - загородки от буржуев? - Загородки, дочка, чтоб они к нам не перелезали,-- объяснил Чиклин, желая дать ей революционный ум. - А моя мама через загородку не перелезала, а все равно умерла! - Ну так что ж,- сказал Чиклин.- Буржуйки все теперь умирают. - Пускай умирают,-- произнесла девочка.- Ведь все равно я ее помню и во сне буду видеть. Только живота ее нету, мне спать не на чем головой.

Девочка осторожно села на скамью, разглядела среди стенных лозунгов карту СССР и спросила у Чиклина про черты меридианов: - Дядя, что это такое - загородки от буржуев?

- Загородки, дочка, чтоб они к нам не перелезали,--

объяснил Чиклин, желая дать ей революционный ум.

- А моя мама через загородку не перелезала, а все равно умерла! - Ну так что ж,- сказал Чиклин.- Буржуйки все теперь умирают. - Пускай умирают,-- произнесла девочка.- Ведь все равно я ее помню и во сне буду видеть. Только живота ее нету, мне спать не на чем головой.

Что уже страшно в словах Насти? Что в ней еще осталось от ребенка? Смогут ли ее чему-нибудь научить землекопы? Павел Филонов. По трагизму и неповторимому взгляду на органику человека язык Платонова и его герои похожи на персонажей и мир художника Павла Филонова.

Что уже страшно в словах Насти? Что в ней еще осталось от ребенка? Смогут ли ее чему-нибудь научить землекопы?

Павел Филонов.

По трагизму и неповторимому взгляду на органику человека язык Платонова и его герои похожи на персонажей и мир художника Павла Филонова.

 А что лучше - ледокол

А что лучше - ледокол "Красин" или Кремль?

- Я этого, маленькая, не знаю: я же - ничто!– сказал Чиклин и подумал о своей голове, которая одна во всем теле не могла чувствовать; а если бы могла, то он весь свет объяснил бы ребенку, чтоб он умел безопасно жить.

В чем трагедия Чиклина?

- Ты кто ж такая будешь, девочка?-- спросил Сафронов. - Чем у тебя папаша-мамаша занимались? - Я никто,- сказала девочка. - Отчего же ты никто? Какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при Советской власти? - А я сама не хотела рожаться, я боялась - мать буржуйкой будет. - Так как же ты организовалась?

- Ты кто ж такая будешь, девочка?-- спросил Сафронов. - Чем у тебя папаша-мамаша занимались?

- Я никто,- сказала девочка. - Отчего же ты никто? Какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при Советской власти? - А я сама не хотела рожаться, я боялась - мать буржуйкой будет. - Так как же ты организовалась?

- А я знаю, кто главный. - Кто же?-- прислушался Сафронов. - Главный -- Ленин, а второй -- Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала! - Ну, девка,- смог проговорить Сафронов.– Сознательная женщина - твоя мать! И глубока наша Советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!

- А я знаю, кто главный.

- Кто же?-- прислушался Сафронов.

- Главный -- Ленин, а второй -- Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!

- Ну, девка,- смог проговорить Сафронов.– Сознательная женщина - твоя мать! И глубока наша Советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!

Что поражает нас в этих диалогах? Вся история с гробами. Гробы – игрушки для Насти, гробы припасены мужиками для себя. О чем все это говорит?

Что поражает нас в этих диалогах?

Вся история с гробами.

Гробы – игрушки для Насти, гробы припасены мужиками для себя.

О чем все это говорит?

- Дядя, это буржуи были- заинтересовалась девочка, державшаяся за Чиклина. - Нет, дочка,- ответил Чиклин.- Они живут в соломенных избушках, сеют хлеб и едят с нами пополам. Девочка поглядела наверх, на все старые лица людей. - А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!

- Дядя, это буржуи были- заинтересовалась девочка,

державшаяся за Чиклина.

- Нет, дочка,- ответил Чиклин.- Они живут в соломенных

избушках, сеют хлеб и едят с нами пополам. Девочка поглядела наверх, на все старые лица людей.

- А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а

бедные нет!

- Ты права, дочка, на все сто процентов,- решил Сафронов.- Два кулака от нас сейчас удалились. - Убей их пойди!- сказала девочка. - Не разрешается, дочка: две личности - это не класс... - Это один да еще один,- сочла девочка.

- Ты права, дочка, на все сто процентов,- решил Сафронов.- Два кулака от нас сейчас удалились. - Убей их пойди!- сказала девочка.

- Не разрешается, дочка: две личности - это не класс...

- Это один да еще один,- сочла девочка.

- А в целости их было мало,- пожалел Сафронов.- Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов! - А с кем останетесь? - С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что? - Да,- ответила девочка.- Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало.

- А в целости их было мало,- пожалел Сафронов.- Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!

- А с кем останетесь?

- С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что? - Да,- ответила девочка.- Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало.

- Ты вполне классовое поколение,-- обрадовался Сафронов,-- ты с четкостью сознаешь все отношения, хотя сама еще малолеток. Это монархизму люди без разбору требовались для войны, а нам только один класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента. - От сволочи,-- с легкостью догадалась девочка.– Тогда будут только самые-самые главные люди! Моя мама себя тоже сволочью называла, что жила, а теперь умерла и хорошая стала, правда ведь? - Правда,-- сказал Чиклин.

- Ты вполне классовое поколение,-- обрадовался Сафронов,--

ты с четкостью сознаешь все отношения, хотя сама еще малолеток. Это монархизму люди без разбору требовались для войны, а нам только один класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента.

- От сволочи,-- с легкостью догадалась девочка.– Тогда будут только самые-самые главные люди! Моя мама себя тоже сволочью называла, что жила, а теперь умерла и хорошая стала, правда ведь?

- Правда,-- сказал Чиклин.

Мне у вас стало скучно, вы меня не любите, как ночью заснете, так я вас изобью. Мастеровые с гордостью поглядели друг на друга… Почему же Насте стало у них скучно?

Мне у вас стало скучно, вы меня не любите, как ночью заснете, так я вас изобью.

Мастеровые с гордостью поглядели друг на друга…

Почему же Насте стало у них скучно?

Сегодня утром Козлов ликвидировал как чувство свою любовь к одной средней даме. он написал даме последнюю итоговую открытку, складывая с себя ответственность любви:

Сегодня утром Козлов ликвидировал как чувство свою любовь к одной средней даме. он написал даме последнюю итоговую открытку, складывая с себя ответственность любви:

"Где раньше стол был яств,

Теперь там гроб стоит!

Козлов".

Это знаменитые стихи Державина. Вся сцена – убийственный гротеск.