Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2». города Сычевки .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2». города Сычевки.
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
Воспитатель
Воспитатель
I квалификационной категории
Тимошенко Светлана Вячеславовна.
I квалификационной категории
Тимошенко Светлана Вячеславовна.
Расскажи-и я забуду,
Расскажи-и я забуду,
Покажи-и я запомню,
Покажи-и я запомню,
Дай попробовать -
Дай попробовать -
и я пойму…
и я пойму…
Актуальность
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Развивается речь.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Тимирязев К. Е.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Развивающая
предметно-пространственная среда
В результате организации
поисково-экспериментальной деятельности:
- создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;
- создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;
- развивается эмоционально-ценностное
- развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему миру;
отношение к окружающему миру;
- формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;
- формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;
2
В результате организации
поисково-экспериментальной деятельности:
- обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;
- расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
- формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
- формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
- обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;
- расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
- формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
- формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Основные принципы
организации детского экспериментирования
- Связь теории с практикой.
- Развивающий характер воспитания и обучения.
- Индивидуализация и гуманизация образования.
- Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
- Целостность и системность обучающего процесса.
- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество
- Связь теории с практикой.
- Развивающий характер воспитания и обучения.
- Индивидуализация и гуманизация образования.
- Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
- Целостность и системность обучающего процесса.
- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество
2
Успешность эксперимента:
Работать по этой технологии может каждый, это интересно и детям и взрослым!
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет,
а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.
Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Работать по этой технологии может каждый, это интересно и детям и взрослым!
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет,
а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.
Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
9
Дидактические
игры
Трудовые
поручения
Наблюдения
Прогулка
Эвристические
беседы
Моделирование
Формы, методы и приёмы
Опыты
Экскурсии
Фиксации
результатов
Трудовая
деятельность
Путешествия
Постановка вопросов
проблемного
характера
Примерный алгоритм поисково-исследовательской деятельности:
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- . Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1.Постановка исследовательской задачи
(при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2.Прогнозированные результаты
(старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах
(старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.Наблюдение результатов эксперимента.
7.Фиксирование результатов эксперимента.
8.Формулировка выводов
(при педагогической поддержке в раннем и младшем
дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
1.Постановка исследовательской задачи
(при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2.Прогнозированные результаты
(старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах
(старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.Наблюдение результатов эксперимента.
7.Фиксирование результатов эксперимента.
8.Формулировка выводов
(при педагогической поддержке в раннем и младшем
дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
9
НАШИ ПРОЕКТЫ
Мини- проект «Воздух»
Мини- проект «Воздух»
Мини-проект «Свойства воды»
Мини-проект «Свойства воды»
Мини – проект
«Вулканы»
Мини – проект «Вулканы»
9
Консультации
Анкетирование.
Родительские собрания
Работа с родителями
Наглядно –информационный материал(Стенды,Папки –передвижки, выставки).
Индивидуальные беседы
Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
ВЫВОД
ВЫВОД
Проектно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и помогает ребёнку:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания,
- выстроить отношения между воспитателем, родителями и детьми на основе партнерства,
- развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки,
- формирует осознанно правильное отношение к объектам и ввлениям природы, экологическое мышление.
Проектно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и помогает ребёнку:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания,
- выстроить отношения между воспитателем, родителями и детьми на основе партнерства,
- развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки,
- формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Все, что ребенок слышит,
Все, что ребенок слышит,
видит и делает сам,
видит и делает сам,
усваивается прочно и надолго.
усваивается прочно и надолго.
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
В.А. Сухомлинский
В.А. Сухомлинский