Психологические особенности детей среднего и старшего возраста
Общешкольное родительское собрание
МБОУ г. Иркутска СОШ № 73
В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека :
1) перинатальный период (новорождённость);
2) младенчество (от рождения до 1 года);
3) раннее детство (1-3 года);
4) дошкольный возраст (3-7 лет);
5) младший школьный возраст (от 7-12 лет);
6) подростковый возраст (отрочество) (12-15 лет);
7) юношеский возраст (15-25 лет)
8) зрелость (от 25-60 лет)
9) старость (60 лет и старше)
Кризисы возрастного развития Кризисы возрастного развития - это переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.
Критерием возрастной периодизации считают - ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.
Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции»и своя ведущая деятельность
Период
Возраст
Критерии периодизации
Новорождённость
Социальная ситуация развития
0-1 мес.
Младенчество
1 мес. 1 год
Ведущая деятельность
Раннее детство
Взрослый-ребёнок
Дошкольное детство
1-3 года
Личностное новообразование
Взрослый-ребёнок
Физиологические отправления
3-7 лет
Младшее школьное детство
Эмоциональное общение
Взрослый=ребёнок
Способность активно бодрствовать, перцептивная память
7-12 лет
Предметно-манипулятивная деятельность
Способность активно бодрствовать, перцептивная память
Подростковый возраст
Ребёнок-взрослый
Юность
12-15 лет
Потребность в ориентировке, речь, система «Я»
Ребёнок-сверстники
Сюжетно-ролевая игра
Игра и учение
Внутренняя позиция, соподчинение мотивов
15-17 лет
Подросток=сверстники
Произвольное целеполагание
Интимно-личностное общение
Юноша-сверстники
Способность к идентификации
Самоопределение
Чувство одиночества, первая любовь
Учет психологических особенностей учащихся среднего школьного возраста (12 - 15 лет)
- Это переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Рост и развитие всего организма
- усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается процесс окостенения скелета ; значительно возрастает сила мышц; развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы
Половое созревание организма
Характерная особенность подросткового возраста -половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.
Развитие нервной системы
Продолжается развитие нервной системы: мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость
Восприятие
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .
Внимание
Характерная черта внимания - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Мыслительная деятельность
Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.
Речь
Речь: заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой , речь становится образной и выразительной .
Психологические потребности подростка
Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей
Нравственное и социальное формирование личности
Нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще не приобрели устойчивость ; чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для мальчиков-подростков могут стать местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у девочек-подростков также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).
Уровень воспитанности 9 класс
Проблема выбора профессии
К концу подросткового периода перед школьниками встает проблема выбора профессии : большинство подростков понимают смысл честного и добросовестного труда , однако, по данным исследований последних лет, прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость .
Адаптация 5 классы
Учет психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста (15-18 лет)
Физическое развитие
Заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, учащиеся выдерживают большие двигательные нагрузки; устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции; заканчивается первый период полового созревания; значительно ослабляется усиленная деятельность щитовидной железы; продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий;
ВыВыбор будущей профессии
Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения ; период самоутверждения , роста самосознания , активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старшеклассников на пороге выбора профессии отличаются дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном: стремление занять достойное место в жизни, получить интересную работу, достойную зарплату, создать семью.
Учебные предметы
У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам , так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника.
Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать собственную точку зрения и собственную оценку.
Восприятие характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером.
Юность - период расцвета умственной деятельности
Уровень адаптации 10 класс
Старшеклассники уважают интеллектуальные качества
Это - живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения; в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека . Кумирами становятся гармонично развитые люди, при этом «примерка» качеств к себе стимулирует процесс самовоспитания.
Юношеский возраст - это сензитивный период нравственной зрелости
Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения; глубже становится чувство взрослости ; появляется стремление выразить свою индивидуальность ; появляется усиленный интерес к этическим ; сильные переживания вызывает первая любовь .
Мотивы поведения
Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива , многих старшеклассников привлекают программы неформальных молодежных организаций.
Уровень тревожности
Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста
(Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать подде ржку.
2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований .
4.Не торопитесь искать виноватых
5.Не афишируйте свою беспомощность .
6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.
Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:
- Рассказ об аналогичном поступке.
- Обращение по неизвестному адресу.
- Остроумная шутка, ответ, замечание.
- Приём парадокса.
- Приём незамеченного оскорбления.
- Авансирование доверием, похвалой.
- Приём незаслуженного одобрения.
- Приём моральной поддержки и т.п.