СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация углубит знания обучающихся 9 класса по теме "Синтаксис". Ученики получат информацию о сложноподчиненном  предложении , в котором есть несколько придаточных, научатся определять типы подчинения .

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку»

  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными  Людмила Юрьевна

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с

несколькими придаточными

Людмила Юрьевна

 Сложноподчинённые предложения  могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :   первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению

Сложноподчинённые предложения  могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному

все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению

Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными.    что?  [ Я помню ] ,( как мы бежали по полю), (как жужжали пули), (как падали отрываемые им и ветки).

Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными.

что?

[ Я помню ] ,( как мы бежали по полю),

(как жужжали пули), (как падали отрываемые им и ветки).

Однородное подчинение  При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении (или ко всему главному предложению) отвечают на один и тот же вопрос принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений  × о чем?  [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать],( что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).

Однородное подчинение

При таком подчинении все придаточные относятся

  • к одному слову в главном предложении (или ко всему главному предложению)
  • отвечают на один и тот же вопрос
  • принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений

× о чем?

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать],( что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).

Однородные придаточные Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.  × кто? кто?  [ Тот, ( кто жизнью живёт настоящей ) , ( кто к поэзии с детства привык ) , вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ] .

Однородные придаточные

Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

× кто? кто?

[ Тот, ( кто жизнью живёт настоящей ) , ( кто к поэзии с детства привык ) , вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ] .

Однородное подчинение  В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.  при каком условии?  ( Если  будет вода) и (в ней не будет ни одной  при каком условии? ×  рыбки), [я не поверю воде ].

Однородное подчинение

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

при каком условии?

( Если  будет вода) и (в ней не будет ни одной

при каком условии? ×

рыбки), [я не поверю воде ].

 Параллельное подчинение  В с ложноподчинённых предложениях может быть неоднородное подчинение придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:   к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений. к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов

Параллельное подчинение

В с ложноподчинённых предложениях может быть неоднородное подчинение придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

  к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов

Параллельное подчинение (Когда у меня в руках новая книга),  когда?  × что?  [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).

Параллельное подчинение

(Когда у меня в руках новая книга),

когда? × что?

[я чувствую],

(что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).

Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.  К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени ) Схема:   × × [ ] , ( ) , ( )

Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени )

Схема:

× ×

[ ] , ( ) , ( )

Последовательное подчинение  × почему?  [ Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ] , ( так как боялись отца ) , ( который тоже был несколько смущён ) , ( хотя старался этого не показывать ) . (Н. Гоголь)  Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.  какого? несмотря на что ?

Последовательное подчинение

× почему?

[ Молодые казаки ехали смутно и удерживали

слёзы ] , ( так как боялись отца ) , ( который тоже

был несколько смущён ) , ( хотя старался этого не показывать ) . (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

какого?

несмотря на что ?

Последовательное подчинение  При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как .  × как ?  [ Вода обрушилась так страшно ] , ( что , ( когда ×  солдаты бежали внизу ) ,  им вдогонку уже летели бушующие потоки ).  (М. Булгаков).

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как .

× как ?

[ Вода обрушилась так страшно ] , ( что , ( когда × солдаты бежали внизу )им вдогонку уже летели бушующие потоки ). (М. Булгаков).

Комбинированный тип предложения  Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.  (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Н.В.Гоголь)  Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений .

Комбинированный тип предложения

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

(Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Н.В.Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений .

Тренировочные задания  Какой в сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями тип подчинения?  1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.  2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.  3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.  4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся. Параллельное подчинение Однородное подчинение Последовательное подчинение С различными видами связи

Тренировочные задания

Какой в сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями тип подчинения?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

Параллельное подчинение

Однородное подчинение

Последовательное подчинение

С различными видами связи

Тренировочные упражнения  Укажите количество придаточных в данном предложении (знаки препинания не расставлены!)      А я говорил ей что мы оба виноваты потому что оба нарушали заповедь радости для которой мы должны жить на земле.                  а) 2         б) 3        в) 4        г) 5

Тренировочные упражнения

Укажите количество придаточных в данном предложении (знаки препинания не расставлены!)

    А я говорил ей что мы оба виноваты потому что оба нарушали заповедь радости для которой мы должны жить на земле.

             

  а) 2         б) 3        в) 4        г) 5

Тренировочное упражнение На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?  Хотел он ещё разъяснить им (1) что (2) если на поставленный вопрос дадут ответ утвердительный (3) то этим они признают (4) что поставлено в вопросе.  а) 1,2,3,4          б) 1,2,4     в) 1,2,3     г) 1,3,4 1,3,4

Тренировочное упражнение

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотел он ещё разъяснить им (1) что (2) если на поставленный вопрос дадут ответ утвердительный (3) то этим они признают (4) что поставлено в вопросе.

а) 1,2,3,4          б) 1,2,4     в) 1,2,3     г) 1,3,4

1,3,4

Домашнее задание 1. Какие предложения сложноподчинённые с несколькими придаточными? а) Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лекции. б) Обольщённый моей славою, он стал было искать моего дружества, но я принял его холодно и он  безо всякого сожаления от меня удалился. в) Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. г) Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минуту синим холодным огнём и исчезали так же быстро.

Домашнее задание

1. Какие предложения сложноподчинённые с несколькими придаточными?

а) Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лекции.

б) Обольщённый моей славою, он стал было искать моего дружества, но я принял его холодно и он  безо всякого сожаления от меня удалился.

в) Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.

г) Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минуту синим холодным огнём и исчезали так же быстро.