СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал пригодиться при подготовке к занятиям по русккому языку преподавателям и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Словосочетание"»

Урок русского языка  в 5 классе По теме: «Словосочетание» 900igr.net

Урок русского языка в 5 классе

По теме: «Словосочетание»

900igr.net

Разделы русского языка Синтаксис Пунктуация Словосочетание Предложение Текст Знаки завершения(.!?...) Знаки разделения(,-;:) Знаки выделения(-() «»)

Разделы русского языка

Синтаксис

Пунктуация

  • Словосочетание
  • Предложение
  • Текст
  • Знаки завершения(.!?...)
  • Знаки разделения(,-;:)
  • Знаки выделения(-() «»)
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.   Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

 «Язык неистощим  в соединении слов»  А.С.Пушкин

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

     Осень, старый, дуб, сбрасывать, свой, жёлтые, листья, и, жёлуди, с, шум.   - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Осень, старый, дуб, сбрасывать, свой, жёлтые, листья, и, жёлуди, с, шум.

- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди.  - Что помогло вам построить предложение?  - Выделите словосочетания.

Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди.

- Что помогло вам построить предложение?

- Выделите словосочетания.

Старый дуб  х Сбрасывал осенью  х Жёлтые листья  х  Сбрасывал с шумом  х Сбрасывал листья и жёлуди   Вывод :слова в словосочетании связаны по смыслу.
  • Старый дуб

х

  • Сбрасывал осенью

х

  • Жёлтые листья

х

  • Сбрасывал с шумом

х

  • Сбрасывал листья и жёлуди

Вывод :слова в словосочетании связаны по смыслу.

Какие слова не выписали?Почему? Дуб сбрасывал Листья и жёлуди С шумом

Какие слова не выписали?Почему?

  • Дуб сбрасывал
  • Листья и жёлуди
  • С шумом
 жёлтые листья.     -Измените главное слово.   О листьях (Предложный падеж)    - Что стало с зависимым?   жёлт/ых/ (оно тоже изменилось)     Вывод 2: слова в словосочетании связаны  грамматически.

жёлтые листья. -Измените главное слово. О листьях (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? жёлт/ых/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.

Способы связи слов в словосочетании Смысловая Грамматическая (вопрос) окончание  предлог и  окончание

Способы связи слов в словосочетании

Смысловая Грамматическая

(вопрос) окончание

предлог и

окончание

-Найдите на картинке и запишите примеры своих словосочетаний. -Обозначьте способы связи слов в словосочетаниях.

-Найдите на картинке и запишите примеры своих словосочетаний.

-Обозначьте способы связи слов в словосочетаниях.

 Слова каких частей речи могут составлять словосочетание? Все ли слова в словосочетании сочетаются?

  • Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
  • Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Задание: выбери нужное  Глубокая (весна, осень, ночь, день) Умное ( небо, животное) Добрые (жёлуди, люди) Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
  • Задание: выбери нужное

Глубокая (весна, осень, ночь, день)

Умное ( небо, животное)

Добрые (жёлуди, люди)

Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облака И повесили сушить. Да, да, да На провода Их повесили сушить. Утром высохла вода. И остались провода. Облака куда-то дели… Мы во все глаза глядели. И никто еще не видывал Сушеных облаков. Это я сейчас их выдумал Специально для стихов.

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.

Сняли с неба облака

И повесили сушить.

Да, да, да

На провода

Их повесили сушить.

Утром высохла вода.

И остались провода.

Облака куда-то дели…

Мы во все глаза глядели.

И никто еще не видывал

Сушеных облаков.

Это я сейчас их выдумал

Специально для стихов.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.   О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило?   Какая грусть! Конец аллеи  Опять с утра исчез в тени,  Опять серебряные змеи  Через сугробы поползли.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.

  • О чем пишет поэт?
  • О каком времени года?
  • Какое словосочетание

вас удивило?

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в тени,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
  • Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.

Эпитет - образное определение предмета.

Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.

Задание: Найди эпитет и метафору.  Пчела за данью полевой  Летит из кельи восковой.  А.С.Пушкин     Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье…  А.С.Пушкин

Задание: Найди эпитет и метафору.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

А.С.Пушкин

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье…

А.С.Пушкин

 «Язык неистощим  в соединении слов»  А.С.Пушкин

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

Проверь себя!  По горизонтали : 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи.  По вертикали : Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.

Проверь себя!

По горизонтали :

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.

5. Сочетание слов.

6;7. Способы грамматической связи.

По вертикали :

  • Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
  • Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.

2;3. Части словосочетания.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!