Урок русского языка в 5 классе
По теме: «Словосочетание»
900igr.net
Разделы русского языка
Синтаксис
Пунктуация
- Словосочетание
- Предложение
- Текст
- Знаки завершения(.!?...)
- Знаки разделения(,-;:)
- Знаки выделения(-() «»)
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
Осень, старый, дуб, сбрасывать, свой, жёлтые, листья, и, жёлуди, с, шум.
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди.
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
х
х
х
х
- Сбрасывал листья и жёлуди
Вывод :слова в словосочетании связаны по смыслу.
Какие слова не выписали?Почему?
- Дуб сбрасывал
- Листья и жёлуди
- С шумом
жёлтые листья. -Измените главное слово. О листьях (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? жёлт/ых/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
Способы связи слов в словосочетании
Смысловая Грамматическая
(вопрос) окончание
предлог и
окончание
-Найдите на картинке и запишите примеры своих словосочетаний.
-Обозначьте способы связи слов в словосочетаниях.
- Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
- Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Умное ( небо, животное)
Добрые (жёлуди, люди)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Сняли с неба облака
И повесили сушить.
Да, да, да
На провода
Их повесили сушить.
Утром высохла вода.
И остались провода.
Облака куда-то дели…
Мы во все глаза глядели.
И никто еще не видывал
Сушеных облаков.
Это я сейчас их выдумал
Специально для стихов.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
- О чем пишет поэт?
- О каком времени года?
- Какое словосочетание
вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
- Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Эпитет - образное определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
Проверь себя!
По горизонтали :
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.
5. Сочетание слов.
6;7. Способы грамматической связи.
По вертикали :
- Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
- Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
2;3. Части словосочетания.
Спасибо за работу!