Тема урока: «Авторская музыка как явление в российской культуре».
Авторская , или бардовская , песня представляет собой современный жанр устной , так называемой поющейся , поэзии , появившейся на рубеже 1950 – 1960- х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества .
Автор работы: учитель музыки
Корчагина Элеонора Васильевна
МБОУ Лицей №6
Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества , встречающимся в культуре практически всех народов мира , однако в разных странах поэты - певцы назывались по - разному : в Древней Греции — лириками , на Руси — гуслярами , на Украине — кобзарями и т.д . В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название « барды » .
Термин « авторская песня » был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью : подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра.
Слова , принадлежащие выдающемуся барду Булату Окуджаве: « Каждый пишет , как он дышит , не стараясь угодить ...» , наиболее точно выражают сущность авторской песни , которая
не пишется по заказу , а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться , поделиться наболевшим .
Формирование авторской песни в России совпало по времени с хрущевской « оттепелью ».
В музыкальном отношении бардовская песня опиралась на хорошо знакомые всем интонации бытового романса , народного , студенческого
и дворового фольклора, популярной танцевальной музыки , песен профессиональных композиторов .
Особое значение для подготовки этого музыкального жанра имела лирика военных лет , творчество Марка Бернеса и Николая Крючкова.
Первыми исполнителями бардовских песен были: Окуджава, Визбор , Высоцкий , Городницкий, Ким , Никитин. Их не заботила оригинальность музыки , среди них не было ни одного профессионального музыканта.
Излюбленными героями этих авторов - исполнителей являлись альпинисты , геологи , моряки , летчики , солдаты , спортсмены , т. е . отважные , рисковые люди. Они немногословны , сообразительны , ироничны , но главное — на них можно положиться в трудной ситуации , им можно доверять , зная наверняка , что они не предадут .
В развитии авторской песни выделяют несколько этапов . Первый из них , пронизанный романтическими идеалами , длился примерно до середины 1960- х годов. Несомненным лидером этого периода
был певец « детей Арбата » Булат Окуджава .
На данном этапе бардовская песня передавалась от одной дружеской компании к другой, либо в магнитофонных записях , либо в устной форме .
Изменение политической обстановки в середине 1960- х годов , ознаменовавшееся крушением надежд на гуманизацию общественного устройства оказало
влияние и на культурную жизнь государства .
Эйфория социального оптимизма сменилась в то время апатией и цинизмом.
Несмотря на
запреты и преследования властей непрофессиональный голос барда , превратившись в голос совести больного общества.
Булат Окуджава (1 9 24 – 199 7 ) является одной из главных фигур в данном жанре музыки . В своих стихах и авторских песнях ( сборники « Март великодушный » ; « Арбат , мой Арбат »; « Посвящается вам »; « Милости судьбы ») он старался скрасить будничную жизнь. Все произведения Окуджавы проникнуты лиризмом и доверительными интонациями.
Юрий Визбор (1 9 34–1 9 84) также внес значительный вклад в развитие авторской песни . Его полные лиризма сочинения , проникнутые доверительными интонациями , оказывали большое воздействие на
слушателей . Визбором написано несколько сценариев для документальных (« Челюскинская эпопея », « На полюс ») и художественных фильмов (« Год дракона »), он снялся в к артинах « Июльский дождь » , « Возмездие », « Начало » и « Семнадцать мгновений весны ».
Еще большей популярностью у студенчества и передовой интеллигенции пользовался Владимир Высоцкий ( 1 9 3 8 –1 9 8 0 ) , выразитель эстетики
« песни протеста ».
Отличаясь мощным темпераментом и неутомимой творческой энергией , Высоцкий старался и своего героя сделать сильной личностью . Бунтарь -одиночка , сознающий в полной мере свою обреченность , но даже не допускающий мысли о капитуляции , — вот подлинный герой его сочинений .
В середине 1 9 8 0- х годов авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. Тем самым ознаменовалось начало нового , третьего этапа бардовского искусства .
Стоит отметить , что лирико - романтическое направление было продолжено Никитиным , Розенбаумом , Дольским , а также в песнях бард - рокеров Макаревича , Гребенщикова
и многих других .
В 19 9 0- е г оды песня - протест получила новое звучание в творчестве таких разных по значимости авторов - исполнителей , как А . Галич, В . Цой , Ю . Шевчук , К . Кинчев и др .