И.А. Крылов.
Басня «Ларчик».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
И. А. Крылов
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Какие произведения принесли известность Крылову?
Цели: познакомить с басней «Ларчик»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.
Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
- Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
- Баснописец - тот, кто пишет басни
- Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
- Морал ь – нравоучительный вывод.
- Олицетворение - животные и
неодушевлённые предметы говорят,
думают, чувствуют.
Басня как жанр литературы
Басня- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.
Цель басни:
Наличие морали (нравоучения):
осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
в начале или конце басни. Иногда мораль только подразумевается.
Наличие аллегории:
иносказательное изображение событий и героев
Часто героями являются животные.
Язык басни преимущественно разговорный.
Часто вводится диалог, придающий оттенок комедийности.
Восстановите текст:
Басня – это короткий _______, в
котором действуют ______________, а подразумеваются ___________.
В баснях высмеиваются _____________ людей: _____________
_____________________.
Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Словарная работа:
- Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
- Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей
- Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике
- Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Анализ басни «Ларчик»
- - Найдите главную часть басни – мораль.
- -Кто прочитает мораль этой басни?
- - Кого высмеивает И.А.Крылов?
Чтение статьи на стр. 42 «Ларчик».
- Помогла ли вам эта статья лучше понять смысл произведения?
Анализ басни «Ларчик»
- Кто герои басни?
- Опишите ларец.
- Что говорит о себе механики мудрец? Как это его характеризует?
- Как описывает Крылов работу механика?
- Как окружающие следили за работой мудреца?
Чтение статьи на стр. 42 «Ларчик».
- Помогла ли вам эта статья лучше понять смысл произведения?
Восстановите текст:
За Ларец он … , вертит .. и голову .. ; то .. , то .. , то .. пожимает. Механик … . Потел, … ; но наконец .. , от Ларчика ..
и открыть .. .
Крылатые выражения из басен И.А. Крылова.
Работа с иллюстрацией: гравюра по рис. Художника А. Сапожникова «Ларчик», 1834 г., стр. 41.
Объясните крылатые фразы:
- Демьянова уха.
- Как белка в колесе.
- Мартышкин труд.
- Дразнить гусей.
- А ларчик просто открывался.
Объясните крылатые фразы:
- Демьянова уха. ( Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое )
- Как белка в колесе. (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных )
- Мартышкин труд. ( Бесполезный труд, напрасные страдания )
- Дразнить гусей. ( Стараться не задеть кого-либо, не вызвать раздражения )
- А ларчик просто открывался. (Употребляется в отношении найденного просто решения, поначалу кажущегося сложным )
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить басню «Ларчик», Составить «Копилку крылатых слов и выражений», вошедших в язык из произведений Крылова, дать им толкование
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно