СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме:

«Басня И.А. Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с басней «Листы и корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни".»

И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ «ЛИСТЫ И КОРНИ»   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ «ЛИСТЫ И КОРНИ»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Цели: познакомить с басней «Листы и Корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль. Задачи:  образовательные : развивать умение находить нужные сведения; выявить основную идею басни; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.

Цели: познакомить с басней «Листы и Корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

развивать умение находить нужные сведения;

выявить основную идею басни;

подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.

 Добрый день!   Настроение у нас – отличное,  А улыбки – дело привычное,  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок начинать нам пора!

Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Баснописец -  тот, кто пишет басни Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. Морал ь – нравоучительный вывод. Олицетворение - животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

  • Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
  • Баснописец -  тот, кто пишет басни
  • Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
  • Морал ь – нравоучительный вывод.
  • Олицетворение - животные и

неодушевлённые предметы говорят,

думают, чувствуют.

■  Краткий рассказ, часто стихотворный ■  Диалог ■ Использование просторечной лексики ■  Лаконизм ■  Афористичность языка ■  Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■  Олицетворения ■  2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■  Аллегория (иносказание) ■  Сатирическое изображение ■  Герои – чаще животные

Краткий рассказ, часто стихотворный

Диалог

Использование просторечной лексики

Лаконизм

Афористичность языка

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Аллегория (иносказание)

Сатирическое изображение

Герои – чаще животные

В. И. Майков М. В. Ломоносов А. П. Сумароков И. А. Крылов И. И. Хемницер

В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер

МИНИ -ВИКТОРИНА 1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова: - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. -Голубушка, как хороша! -Вот то-то мне и духу придает Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки»

МИНИ -ВИКТОРИНА

1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

  • - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши.
  • -Голубушка, как хороша!
  • -Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки»

МИНИ -ВИКТОРИНА 1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова: - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей) -Голубушка, как хороша (Лисица) -Вот то-то мне и духу придает Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

МИНИ -ВИКТОРИНА

1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

  • - Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)
  • -Голубушка, как хороша (Лисица)
  • -Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

Продолжи предложения:  1. А ларчик… . 2. А Васька слушает… . 3. А вы, друзья, как ни садитесь… . 4. У сильного всегда… . 5. Кукушка хвалит петуха за то… .

Продолжи предложения:

1. А ларчик… .

2. А Васька слушает… .

3. А вы, друзья, как ни садитесь… .

4. У сильного всегда… .

5. Кукушка хвалит петуха за то… .

Продолжи предложения: 1. А ларчик… (просто открывался). 2. А Васька слушает… (да ест). 3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь). 4. У сильного всегда… (бессильный виноват). 5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).

Продолжи предложения:

1. А ларчик… (просто открывался).

2. А Васька слушает… (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

4. У сильного всегда… (бессильный виноват).

5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).

Физкультминутка   А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.  Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Художник Г. Куприянов ► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов

«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,  ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ» В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,

ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ»

В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
  • Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
  Словарная работа:  Зефир – теплый, легкий ветер Толковать - говорить Примолвить - сказать Надменный - высокомерный Коем- (в) котором

Словарная работа:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать - говорить

Примолвить - сказать

Надменный - высокомерный

Коем- (в) котором

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ: - Кто герои басни? - Что говорят листья? -А корни? - Какие качества присущи листьям? Корням? - Какой иносказательный смысл заключен в басне? - Что высмеивает Крылов?

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ:

- Кто герои басни?

- Что говорят листья?

-А корни?

- Какие качества присущи листьям? Корням?

- Какой иносказательный смысл заключен в басне?

- Что высмеивает Крылов?

  Словарная работа:  Самодовольный – полный любования самим собой Эгоизм - себялюбие листы и корни, власть и народ

Словарная работа:

Самодовольный – полный любования самим собой

Эгоизм - себялюбие

листы и корни, власть и народ

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: -Какой характер у листьев? -Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? -А какие корни? -Кого он здесь подразумевал?

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

-Какой характер у листьев?

-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?

-А какие корни?

-Кого он здесь подразумевал?

ВЫВОД: -Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?   Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)

ВЫВОД:

-Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?

Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)

В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .

В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению басни.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному

чтению басни.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно