Деление десятичной дроби на десятичную дробь
Цель урока:
Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную дробь; научить применять данное правило при выполнении заданий;
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию;
Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Итоги урока. Домашние задание.
VIII. Рефлексия.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Посмотрите все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадка.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит». Слайд1
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Слайд2
Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Устный счет Слайд4
1. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07 Слайд5
2.Сравнить 24:4 и 240:40 Слайд6
IV. проверка домашнего задания Слайд8
V. Изучение нового материала.
На доске задача: Слайд9
Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.
Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?
S=1225 м2
а=49 м
в - ?
1225:49=25(м)
Ответ: 25 м
Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).
На доске задача: Слайд 12
Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.
S=122,5 м2
а=4,9 м
в - ?
Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?
122,5:4,9= ? (слайд12 )
Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд13
Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».
Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)
Как же найти длину коридора?
Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу.
122,5 м2 =12250д м2 4,9 м = 49 дм
12250:49=250(дм)=25(м)
Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз.
122,5:4,9=1225:49=25
Ответ: 25м.
В случаи затруднения:
Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй?
122,5:4,9=1225:49=25
Ответ: 25м.
Поясните свой ответ с помощью рисунка?
Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.
Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.
1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь.
ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
V. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)
12,096:2,24=12096:224=5,4
1209,6 224
1120 5,4
896
896
0
Задание 2. Рассмотрим выражение 4,5:0,125=450:125=36
№ 1445 ( 1 столбик)
Вычислите самостоятельно:
6, 944 : 3,2 =
0,0456 : 3,8 =
0,182 : 1,3 =
131, 67 : 5,7 =
6,36 : 0,12 =
14,976 : 0,72 =
24, 48 : 4,8 =
23,1
53
2,17
10
0,14
0,012
20,8
5,1
Б Н Л К Й Е И Ц
Историческая справка.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ, математик, физик, языковед. С 1676 на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская АН). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.
Он активно занимался математическими проблемами, сконструировал «компьютер» (усовершенствуя счетную машину Б. Паскаля), умеющий выполнять основные арифметические действия. Ввел понятие «деление»
VII. Итоги урока.
Заполните пропуски (устно) (слайд 25 )
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..;
2)после этого выполнить ……….. на …………число.
Используя нули и запятые, запишите правильный ответ.
16,24 : 0,4 = 406
44,1 : 0,63 = 7
1155,6 : 0,9 = 1284
VIII Домашние задание.П. 37 ( выучить правило)
№ 1483(найдите значение)
№1485 ( решите задачу)
. Рефлексия. (слайд16 )
Сегодня на уроке я узнал……..
Было интересно……….
Теперь я могу……………
Полученные знания мне пригодятся ………
Как я усвоил материал:
Зеленый – сделал для себя открытие.
Красный - активно работал на уроке.
Желтый – урок подарил хорошее настроение.
Дополнительные задания для сильных учащихся
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6=
а). ..444 ?6
0 0, …
4
...
Задание 2. Исправьте ошибки
36,72 0,9
36 4,8
72
72
0
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой)
16,24:0,4=……………………= 406
44,1: 0,63=…………………..= 7
1155,6: 0,9=…………………= 1284
Задание 4.
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
Как вы думаете, какое задание я вам предложу?
Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)