СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме " Формирование и развитие речевой деятельности младштх школьников"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс развития речи  младших школьников  нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-нибудь учебного предмета (чтения либо русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме " Формирование и развитие речевой деятельности младштх школьников"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 г.Канска   Формирование и развитие речевой деятельности  младших школьников Учитель-логопед, Учитель начальных классов Дешкович О.В.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 г.Канска

Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников

Учитель-логопед,

Учитель начальных классов

Дешкович О.В.

Условия для решения задачи по формированию речевой деятельности учащихся: Создание на уроках благоприятного психологического климата Использование разнообразных методов и приёмов Взаимодействие с родителями

Условия для решения задачи по формированию речевой деятельности учащихся:

  • Создание на уроках благоприятного психологического климата
  • Использование разнообразных методов и приёмов
  • Взаимодействие с родителями
 Грязь в тетрадке, кривые буквы… Откуда? От неразвитых мышц руки. «От неразвитой мелкой моторики»- как выражаются специалисты. Срочно покупаем пластилин. И лепим зверушек, человечков. Вырезаем ножницами картинки, Раскрашиваем мелкие рисунки. .

Грязь в тетрадке, кривые буквы…

Откуда? От неразвитых мышц

руки. «От неразвитой мелкой

моторики»- как выражаются

специалисты.

Срочно покупаем пластилин.

И лепим зверушек, человечков.

Вырезаем ножницами картинки,

Раскрашиваем мелкие рисунки.

.

 Он делает глупые ошибки, просто пропускает буквы.   Это бывает, если плохо развит фонетический слух. Вместе раскладывайте слова на буквы. А может он просто торопыга? Приучите ребёнка дважды медленно прочитать написанное, прежде чем сдать работу на проверку.

Он делает глупые ошибки, просто пропускает буквы.

Это бывает, если плохо

развит фонетический слух.

Вместе раскладывайте

слова на буквы. А может он

просто торопыга?

Приучите ребёнка дважды

медленно прочитать

написанное, прежде чем

сдать работу на проверку.

Уровни работы по развитию речевой деятельности учащихся   Произносительный уровень Лексический уровень Грамматический уровень Уровень текста

Уровни работы по развитию речевой деятельности учащихся

  • Произносительный уровень
  • Лексический уровень
  • Грамматический уровень
  • Уровень текста
Произносительный уровень   (работа над дикцией и выразительностью речи) Техника (правильное речевое дыхание, четкая дикция) Орфоэпия Совершенствование интонационных умений учащихся ( методика, интенсивность, темп или длительность, пауза, особый тембр, как средство выражения эмоций)

Произносительный уровень (работа над дикцией и выразительностью речи)

  • Техника (правильное речевое дыхание, четкая дикция)
  • Орфоэпия
  • Совершенствование интонационных умений учащихся ( методика, интенсивность, темп или длительность, пауза, особый тембр, как средство выражения эмоций)
 Артикуляционная гимнастика Приоткрыл язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся. А потом пошел гулять, По ступенечкам шагать. Затем увидел маляра: Красить потолок пора. Вот и банка с краской рядом, Обновить заборчик надо. Язычок наш погулял, Много нового узнал.  Он немного притомился –  К себе в домик воротился.

Артикуляционная гимнастика

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притомился –

К себе в домик воротился.

Речевое дыхание 1. Снег .  Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения .   2.Наберите воздуха и на выдохе произнесите пословицу:  «На добрый привет - добрый ответ». - Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор,  пока хватит воздуха.  Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха . Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка…

Речевое дыхание

1. Снег . Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения .

2.Наберите воздуха и на выдохе произнесите пословицу:

«На добрый привет - добрый ответ».

- Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор,

пока хватит воздуха.

Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха .

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка…

Чистоговорки  Ры-ры-ры, ры-ры-ры, У детей в руках шары. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Мама моет малыша.  Скороговорки У Захара коза, а у Розы коса. У кого коза? У кого коса? В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося.

Чистоговорки

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

У детей в руках шары.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Мама моет малыша.

Скороговорки

У Захара коза, а у Розы коса.

У кого коза? У кого коса?

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

Совершенствование  интонационных умений 1.Работа над методикой голоса Игра « Маляр» Представь, что ты красишь забор. Вместе с рукой « поднимай» и « опускай» голос, говоря « и вверх, и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос все выше и опускать все ниже. Представь, что ты шагаешь по этажам. Помогай рукой, постепенно повышая голос. 2.Интенсивность - Читай упражнение, выделяя голосом подчеркнутое слово . 1) Ты пойдешь сегодня в кино? 2) Ты пойдешь сегодня в кино? 3) Ты пойдешь сегодня в кино? 4) Ты пойдешь сегодня в кино ?

Совершенствование интонационных умений

1.Работа над методикой голоса

Игра « Маляр»

Представь, что ты красишь забор. Вместе с рукой « поднимай» и « опускай» голос, говоря « и вверх, и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос все выше и опускать все ниже.

Представь, что ты шагаешь по этажам. Помогай рукой, постепенно повышая голос.

2.Интенсивность

- Читай упражнение, выделяя голосом подчеркнутое слово .

1) Ты пойдешь сегодня в кино?

2) Ты пойдешь сегодня в кино?

3) Ты пойдешь сегодня в кино?

4) Ты пойдешь сегодня в кино ?

Лексический уровень  (обогащение и уточнение словаря) 1.РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Словарные слова делятся по темам.  В каждой теме по 6 -12слов (в зависимости от класса). Работа с одной группой слов проводится в течение недели. Понедельник . Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм. Вторник . Запись словарных слов, образование однокоренных слов. Среда. Составление предложений с этими словами. Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам. Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания). Зрительные диктанты  Баран, гараж, газета, Баран, гараж, газета, Пальто,завод,ракета,  Магазин,базар,батон,  Пассажир,багаж,вагон,  Кастрюля,капуста,арбуз.банан.  Картина, карман, карандаш и стакан.

Лексический уровень (обогащение и уточнение словаря)

1.РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Словарные слова делятся по темам.

В каждой теме по 6 -12слов (в зависимости от класса).

Работа с одной группой слов проводится в течение недели.

Понедельник . Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм.

Вторник . Запись словарных слов, образование однокоренных слов.

Среда. Составление предложений с этими словами.

Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам.

Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания).

Зрительные диктанты

Баран, гараж, газета,

  • Баран, гараж, газета,

Пальто,завод,ракета, Магазин,базар,батон, Пассажир,багаж,вагон, Кастрюля,капуста,арбуз.банан. Картина, карман, карандаш и стакан.

 РАБОТА С СИНОНИМАМИ  Подберите слова с таким же значением: Родина (Русь, отчизна, отечество.)         Подберите слова с похожим значением Мальчик смелый… отважный храбрый). Подбери слова, близкие по значению Дорога (путь, линия, колея.) Подобрать синонимы из четырех букв. Составить и записать повествовательный текст. Приятель – друг.  Противник – враг.   РАБОТА С АНТОНИМАМИ Читаете, объясняете смысл пословиц. К выделенным словам подберите антонимы 1. Дерево держится корнями, а человек друзьями.  2. Без труда  не вытянешь и рыбку из пруда. 3. Делу время, потехе час.

РАБОТА С СИНОНИМАМИ

Подберите слова с таким же значением: Родина (Русь, отчизна, отечество.)        

Подберите слова с похожим значением Мальчик смелый… отважный храбрый).

Подбери слова, близкие по значению Дорога (путь, линия, колея.)

Подобрать синонимы из четырех букв.

Составить и записать повествовательный текст.

Приятель – друг. Противник – враг.

РАБОТА С АНТОНИМАМИ

Читаете, объясняете смысл пословиц. К выделенным словам подберите антонимы

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

3. Делу время, потехе час.

 Пословицы и поговорки   сообщает « Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает» обогащает « В чужой беседе, всяк ума купит»  воспитывает « С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет» влияет « Слово пуще стрелы разит» помогает « Язык до Киева доведёт»  успокаивает « Доброе слово человеку, что дождь в засуху»

Пословицы и поговорки

сообщает « Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает»

обогащает « В чужой беседе, всяк ума купит»

воспитывает « С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет»

влияет « Слово пуще стрелы разит»

помогает « Язык до Киева доведёт»

успокаивает « Доброе слово человеку, что дождь в засуху»

Грамматический уровень  (овладение предложением и словосочетанием )    При работе с предложениями использую такой вид заданий, как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:  «Картина висит».   «Картина висит на стене».  «Картина висит на стене в детской».

Грамматический уровень (овладение предложением и словосочетанием )

При работе с предложениями использую такой вид заданий,

как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют

по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная

с грамматической основы. Например: «Картина висит». «Картина висит на стене». «Картина висит на стене в детской».

Уровень текста   Виды упражнений:  Виды упражнений: Выделение опорных слов. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое изложение. Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста . Выделение опорных слов. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое изложение. Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста .

Уровень текста

Виды упражнений:

  • Виды упражнений:
  • Выделение опорных слов. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое изложение. Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста .
  • Выделение опорных слов.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Редактирование текста.
  • Творческое изложение.
  • Составление цепочек связи.
  • Сочинение собственного текста .