муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 г.Канска
Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников
Учитель-логопед,
Учитель начальных классов
Дешкович О.В.
Условия для решения задачи по формированию речевой деятельности учащихся:
- Создание на уроках благоприятного психологического климата
- Использование разнообразных методов и приёмов
- Взаимодействие с родителями
Грязь в тетрадке, кривые буквы…
Откуда? От неразвитых мышц
руки. «От неразвитой мелкой
моторики»- как выражаются
специалисты.
Срочно покупаем пластилин.
И лепим зверушек, человечков.
Вырезаем ножницами картинки,
Раскрашиваем мелкие рисунки.
.
Он делает глупые ошибки, просто пропускает буквы.
Это бывает, если плохо
развит фонетический слух.
Вместе раскладывайте
слова на буквы. А может он
просто торопыга?
Приучите ребёнка дважды
медленно прочитать
написанное, прежде чем
сдать работу на проверку.
Уровни работы по развитию речевой деятельности учащихся
- Произносительный уровень
- Лексический уровень
- Грамматический уровень
- Уровень текста
Произносительный уровень (работа над дикцией и выразительностью речи)
- Техника (правильное речевое дыхание, четкая дикция)
- Орфоэпия
- Совершенствование интонационных умений учащихся ( методика, интенсивность, темп или длительность, пауза, особый тембр, как средство выражения эмоций)
Артикуляционная гимнастика
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.
Речевое дыхание
1. Снег . Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения .
2.Наберите воздуха и на выдохе произнесите пословицу:
«На добрый привет - добрый ответ».
- Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор,
пока хватит воздуха.
Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха .
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка…
Чистоговорки
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
У детей в руках шары.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Мама моет малыша.
Скороговорки
У Захара коза, а у Розы коса.
У кого коза? У кого коса?
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
Совершенствование интонационных умений
1.Работа над методикой голоса
Игра « Маляр»
Представь, что ты красишь забор. Вместе с рукой « поднимай» и « опускай» голос, говоря « и вверх, и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос все выше и опускать все ниже.
Представь, что ты шагаешь по этажам. Помогай рукой, постепенно повышая голос.
2.Интенсивность
- Читай упражнение, выделяя голосом подчеркнутое слово .
1) Ты пойдешь сегодня в кино?
2) Ты пойдешь сегодня в кино?
3) Ты пойдешь сегодня в кино?
4) Ты пойдешь сегодня в кино ?
Лексический уровень (обогащение и уточнение словаря)
1.РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Словарные слова делятся по темам.
В каждой теме по 6 -12слов (в зависимости от класса).
Работа с одной группой слов проводится в течение недели.
Понедельник . Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм.
Вторник . Запись словарных слов, образование однокоренных слов.
Среда. Составление предложений с этими словами.
Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам.
Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания).
Зрительные диктанты
Баран, гараж, газета,
Пальто,завод,ракета, Магазин,базар,батон, Пассажир,багаж,вагон, Кастрюля,капуста,арбуз.банан. Картина, карман, карандаш и стакан.
РАБОТА С СИНОНИМАМИ
Подберите слова с таким же значением: Родина (Русь, отчизна, отечество.)
Подберите слова с похожим значением Мальчик смелый… отважный храбрый).
Подбери слова, близкие по значению Дорога (путь, линия, колея.)
Подобрать синонимы из четырех букв.
Составить и записать повествовательный текст.
Приятель – друг. Противник – враг.
РАБОТА С АНТОНИМАМИ
Читаете, объясняете смысл пословиц. К выделенным словам подберите антонимы
1. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
3. Делу время, потехе час.
Пословицы и поговорки
сообщает « Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает»
обогащает « В чужой беседе, всяк ума купит»
воспитывает « С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет»
влияет « Слово пуще стрелы разит»
помогает « Язык до Киева доведёт»
успокаивает « Доброе слово человеку, что дождь в засуху»
Грамматический уровень (овладение предложением и словосочетанием )
При работе с предложениями использую такой вид заданий,
как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют
по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная
с грамматической основы. Например: «Картина висит». «Картина висит на стене». «Картина висит на стене в детской».
Уровень текста
Виды упражнений:
- Выделение опорных слов. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое изложение. Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста .
- Выделение опорных слов.
- Работа с деформированным текстом.
- Редактирование текста.
- Творческое изложение.
- Составление цепочек связи.
- Сочинение собственного текста .