СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация построена на иллюстрациях  цитатах из басен Крылова

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Обращение"»

              Пятнадцатое ноября.  Классная работа.  Минутка чистописания  Оо  Проверяем дом. работу – тесты

Пятнадцатое ноября. Классная работа. Минутка чистописания Оо Проверяем дом. работу – тесты

Самопроверка . Оцените себя! 4 3 2, 7 2, 3 2, 8 3 2, 3 2 4 2, 6 2, 3 1, 8 4 3, 4  10 – 11 верных ответов – оценка «5» 8 – 9 верных ответов – оценка «4» 6 – 7 верных ответов – оценка «3»

Самопроверка . Оцените себя!

  • 4
  • 3
  • 2, 7
  • 2, 3
  • 2, 8
  • 3
  • 2, 3
  • 2
  • 4
  • 2, 6
  • 2, 3
  • 1, 8
  • 4
  • 3, 4

10 – 11 верных ответов – оценка «5»

8 – 9 верных ответов – оценка «4»

6 – 7 верных ответов – оценка «3»

Решаем кроссворд   -Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её

Решаем кроссворд

-Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её

Предложения с обращениями.

Предложения с обращениями.

Наши цели, задачи и способы действия Как? Зачем? Работаем дружно Интонация Что? Наблюдаем Обращение Знаки препинания Делаем выводы

Наши цели, задачи и способы действия

Как?

Зачем?

Работаем

дружно

Интонация

Что?

Наблюдаем

Обращение

Знаки

препинания

Делаем

выводы

Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…
  • Не оставь меня, кум милый!...
  • Кумушка, мне странно это…
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
  • Обращение это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
  • Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
  • Голубушка, как хороша!...
  • Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией .
  • На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
  • Это называется звательной интонацией .
Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным . Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
  • Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным .
  • Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
Приятель дорогой, здорово! Где ты был?  Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
  • Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
  • Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения .
  • В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
  • Обращение выделяется запятыми.
  • Это знаки выделения .
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
  • Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Стой, братцы, стой! Ты с басом, Мишенька, садись против альта… А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
  • Стой, братцы, стой!
  • Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
  • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
  • Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат).
  • Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
  • Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
  • Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
  • А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
  • Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
 Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы. Стр 99, пунктограмма № 3

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.

Стр 99, пунктограмма № 3

Упражнение № 1 Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.  Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.  Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Упражнение № 1

Какой член предложения, как и обращение,

может быть выражен существительным в

именительном падеже? Расставьте знаки

препинания, объясните свой выбор.

  • Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
  • Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Упражнение № 2 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями:  гражданин тётушка Николай Петрович

Упражнение № 2

Составьте предложения так, чтобы в одном

случае данные слова были подлежащими, а в

других – обращениями:

  • гражданин
  • тётушка
  • Николай Петрович
Упражнение № 3  Найдите обращения, расставьте знаки препинания 1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? 2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! 3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… 5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? 6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Упражнение № 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания

1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?

2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!

3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.

4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…

5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Ответы к упражнению № 3  «Басни Крылова» 1. Соседка («Слон и Моська»). 2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»). Обратите внимание на слово «пожалуйста»! 3. Полканушка («Собачья дружба»). 4. Друзья! («Волк на псарне»). 5. Хавронья («Свинья»). 6. Дружище («Осел и Соловей»).

Ответы к упражнению № 3 «Басни Крылова»

1. Соседка («Слон и Моська»).

2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»).

Обратите внимание на слово «пожалуйста»!

3. Полканушка («Собачья дружба»).

4. Друзья! («Волк на псарне»).

5. Хавронья («Свинья»).

6. Дружище («Осел и Соловей»).

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Домашнее задание:  (Илья : Пересказ теоретического материала 42, упр 218, 219)  Таня, Никита выучить пунктограмму №3 стр 99  выписать из «Сказки о мертвой царевне…»  А.С.Пушкина 7 предложений с  обращениями, выражающими разное отношение  говорящего к адресату .

Домашнее задание:

(Илья : Пересказ теоретического материала 42, упр 218, 219)

Таня, Никита выучить пунктограмму №3 стр 99

выписать из «Сказки о мертвой царевне…»

А.С.Пушкина 7 предложений с

обращениями, выражающими разное отношение

говорящего к адресату .