«Нахождение площади геометрических фигур по клеточкам»
Работу выполнила:
Ученица 8 «Б» класса
Ершова Ксения
Научный руководитель:
учитель математики МБОУ СШ № 12
Костина Елена Евгеньевна
Цель:
- Расширение возможностей учащихся использовать различные способы решения задач по нахождению площадей геометрических фигур на клетчатой бумаге.
З адачи:
- Изучить литературу с целью выявления разных способов решения задач
- Изучить различные способы нахождения площадей на клетчатой бумаге
- Провести эксперимент среди учащихся школы, проанализировать и обобщить результаты
« Решение задач — практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь »
Д. Пойя
«Геометрия была открыта египтянами. Нет ничего удивительного в том, что эта наука, как и другие, возникла из потребностей человека. Всякое возникающее знание из несовершенного состояния переходит в совершенное.
Евдем Родосский, IV в.до н.э.
" В геометрии нет царской дороги "
Метрическая конвенция
Квадратная (кв.) верста = 250000 кв. саженей = 1,1381 км 2 ;
десятина = 2400 кв. саженям =1,0925 га = 10925 м 2 ;
кв. сажень = 9 кв. аршинам =4,5522 м 2 ;
кв. аршин = 256 кв. вершкам = =0,5058 м 2 ;
кв. вершок = 19,758 см 2 .
Формулы площадей геометрических фигур
S = a 2
где В — количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
Формула Пика
В + Г/2 − 1
Способы нахождения площадей
- Нахождение по формулам
- Сложение площадей
- Вычитание площадей
- По формуле Пика
Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах .
Задача
Решение 1
S = h ·( BC + AD )/2 = 4·(2 + 4)/2 = 12
Ответ: 12 см 2
Решение 2
S1 = 4×2/2 = 4
S2 = 4×4/2 = 8
S = S 1 + S 2 = 4 + 8 = 12
Ответ : 12 см 2
Решение 3
SAEB = AE·EB /2 = 2·4/2 = 4
SDFC=DF·FC /2= 4·4/2 = 8.
Площадь трапеции равна S = 24 − 4 − 8 = 12.
Ответ: 12 см 2
Решение 4
В( количество целочисленных точек внутри многоугольника) = 7
Г( количество целочисленных точек на границе многоугольника ) = 12.
S=7+
-1=12.
Ответ: 12 см 2
Результаты тестирования
8 класс
Т 1
13,65
Т 2
9 класс
Т 1/ Т 2
11класс
6,35
12,15
11,25
2,15
О 1
всего
5,6
12,35
2,17
4,75
1,05
О 2
2,3
0,45
5,57
0,95
О 1 /О 2
2,22
0,4
Тр 1
0,65
2,3
0,4
0,35
0,88
2,38
Тр 2
Тр 1 /Тр 2
0,4
1,85
0,3
0,55
0,55
0,7
2,2
0,6
0,43
0,5
0,65
0,8
0,58
0,74
Затраченное время (Т) - время, затраченное учениками тестировании.
Количество ошибок (О) – количество ошибок при тестировании.
Тестирование (Тр) – количество безошибочных работ.
Время, затраченное учащимися при решении задач.
Затраченное время 1 (Т 1 ) - время, затраченное учениками при первом тестировании.
Затраченное время 2 (Т 2 ) – время, затраченное учениками при втором тестировании.
Количество ошибок, допущенное при решении.
Количество ошибок 1 (О 1 ) – количество ошибок при первом тестировании.
Количество ошибок 2 (О 2 ) – количество ошибок при втором тестировании.
Количество безошибочных работ
Безошибочные работы 1 (Б 1 ) – количество безошибочных работ при первом тестировании.
Безошибочные работы 2 (О 2 ) – количество Безошибочные работы при втором тестировании.
Выводы
- Большинство учащихся пользуются формулами для нахождения площадей из школьного курса математики.
- Существует достаточное количество способов нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге.
- Самым результативным способом нахождения площади фигуры является решение по формуле Пика.
Литература
- Геометрия. 7-9 классы : учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. носителе. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 383 с.
- ЕГЭ за 30 дней : Математика : Эксперсс-репетитор. А.П. Власова, Н.И. Латанова, Н.В. Евсеева, Л.А. Шишкина, Г.Н. Хромова. Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 175 с.
- Л.Н. Толстой. Рассказы. Много ли человеку земли надо. Собрание сочинений в 20-ти томах, т. 2, 3, 10, 12, 14, М., Гослитиздат, 1960 – 1965. 352 с.
Интернет-ресурсы
- http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-geometrii/formuly-ploshhadi/
- http://www.webmath.ru/poleznoe/formules6.php
- http://ru.onlinemschool.com/math/formula/area/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Геометрия
- http://www.galichschool3.narod.ru/matem/VishnevskayaNB/str1.htm
Спасибо за внимание!