"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного процесса (по ФГОС)»
Учитель-логопед
МБДОУ № 5
Кузнецова Е.А.
Одна из задач по ФГОС –
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей,
- вовлечение семей непосредственно
в образовательную деятельность,
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие .
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга .
Главная цель взаимодействия
логопеда и семьи –
Создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ,
сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса,
включить родителей в совместный коррекционный процесс и создать единое речевое пространство.
Основные задачи работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
- сформировать у родителей желание помогать ребенку;
- формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
- повышение уровня педагогической компетенции родителей;
- информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей .
Традиционные :
- Коллективные ( родительские собрания, консультации, семинары ).
- Индивидуальные ( беседы с родителями и тематические консультации).
- Наглядно-информационные ( буклеты,уголки, папки-передвижки ).
Традиционные формы работы с родителями
- Родительские собрания.
- Памятки для родителей
- Консультации
- Индивидуальные беседы
- Анкетирование, тестирование
- Информационный стенд
- Дни открытых дверей
- Родительские пятиминутки
- Дневники
- Ящик вопросов и ответов
- Газета
- Поручения
- Папки – передвижки
- Папки – раскладушки
- Буклеты
Формы работы с семьей .
Нетрадиционные :
- Информационно-аналитические ( опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия»)
- Досуговые ( совместные досуги, праздники, выставки )
- Познавательные ( собрания нетрадиционной формы, мастер-классы,проекты ).
- Наглядно-информационные
- Информационно-познавательная
- Информационно-просветительская формы ( информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ ).
Нетрадиционные формы работы с родителями
- Педагогические гостиные
- Познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей
- Игровые практикумы, тренинги, совместные занятия
- Папка-передвижка «В копилку семьи»
- «Домашняя игротека»
- Выставки совместных семейных поделок «Как умелые ручки язычку помогли»
- Совместная проектная деятельность с семьей
- Создание сайта ДОУ и педагога, где выложены методические и практические материалы для работы дома
- Посещение занятий родителями
- Мастер-классы
- Выпуск брошюр/дисков с примерами и пояснениями к домашним логопедическим занятиям
Преимущество инновационных форм взаимодействия с семьёй:
1. Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
2. Родители уверены , что педагоги помогут им в решении проблем.
3. Педагоги в свою очередь обеспечены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем.
4. Педагог держит контакт с семьёй, знает особенности ребёнка, учитывает их в своей работе, что в свою очередь повышает эффективность педагогического процесса.
5. Даёт возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направления в развитии и воспитании ребёнка.
6. Укрепление внутрисемейных связей, что к сожалению является проблемным в педагогике и психологии на протяжении всех времён.
7. Даёт возможность реализации единой программы в воспитании и развитии ребёнка в дошкольном учреждении и семье.
Методы работы:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Тестирование;
- Анкетирование.
Образовательные области:
- Познание
- Социализация
- Безопасность
- Здоровье
- Физическая культура
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыка
- Труд
Этапы построения взаимоотношений с родителями
- “ Давайте познакомимся! ”.
- “ Давайте узнавать вместе”.
Принципы взаимодействия
учителя-логопеда с родителями:
1. Принцип доверительности отношений.
2.Принцип личностной заинтересованности родителей.
3.Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса.
4. Принцип утверждения самооценки родителей.
5. Принцип эмансипации родителей.
*
07/16/96
Результаты работы с родителями
Повышение педагогической компетентности родителей
Активизация родительского потенциала
Улучшение детско-родительских отношений
Заинтересованность в совместной работе по преодолению нарушений в развитии дошкольников
Положительная динамика психоречевого развития детей
Высокая степень удовлетворенности родителей образовательными услугами детского сада и работой педагогов группы
*
##
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ !
Жела ю вам творческих задумок, успехов.