Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО
«ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»
Тема: Спасательные средства на судне.
Разработал:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Митяев Игорь Иванович
2017год
Вопрос 1.Общие положения: Основные определения конвенции СОЛАС. Требования, предъявляемые к спасательным средствам.
Вопрос 2. Индивидуальные спасательные средства: Спасательные круги. Спасательные жилеты. Гидрокостюмы. Защитные костюмы (ЗК). Теплозащитные средства (ТЗС).
Руководящий документ:
Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) (с изменениями на 1 января 2013 года)
Принят Резолюцией MSC.48(66)от 04.06.96
Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) – означает Международный кодекс требований к спасательным средствам, принятый Комитетом по безопасности на море, резолюцией MSC 48(66), в июле 1996 года.
Цель кодекса ЛСА – установление международных стандартов к спасательным средствам, требуемых, Гл. 3 «Спасательные средства и устройства», Международной Конвенции СОЛАС- 74/96 .
Содержание Кодекса ЛСА.
- Глава 1. Общие положения (общие требования к спасательным средствам).
- Глава 2. Индивидуальные спасательные средства.
- Глава 3. Визуальные спасательные средства.
- Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты.
- Глава 5. Дежурные шлюпки.
- Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.
- Глава 7. Другие спасательные средства.
1.2 Общие требования к спасательным средствам
1.2.2 Если специально не оговорено иное или если Администрация, учитывая конкретные рейсы, постоянно совершаемые судном, не сочтет, что необходимы другие требования, все предписываемые данной частью спасательные средства должны:
.1 быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов;
.2 быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С, а в случае индивидуальных спасательных средств - оставаться в пригодном для использования состоянии при температуре воздуха от -15 до +40°С;
.3 быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С, если предполагается, что при использовании возможно их погружение в морскую воду;
.4 где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков;
.5 не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей;
.6 быть яркого красно-оранжевого цвета (как принято в международной практике) или другого цвета, сравнительно хорошо заметного на всех частях, чтобы способствовать их обнаружению на море;
.7 быть снабжены световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению, а также в соответствии с рекомендациями Организации*;
* См. "Рекомендации по использованию и нанесению световозвращающих материалов на спасательные средства", принятые Организацией резолюцией A.658(16), с возможными поправками.
.8 если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях;
.9 иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации, одобрившей средство, а также указаниям на любые эксплуатационные ограничения;
.10 быть обеспечены, где это необходимо, защитой от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.
Согласно гл. 2 Кодекса ЛСА к индивидуальным спасательным средствам относятся :
спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде;
спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении;
гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде;
защитный костюм – штормовой костюм , предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;
теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде;
Каждый спасательный круг должен:
- иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.), внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;
- изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер;
- иметь массу не менее 2,5кг.;
- не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;
9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли; не поддерживать горение и не плавиться после охвата пламенем в течение 2 секунд. " width="640"
- иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг,;
- поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг);
- выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;
- не поддерживать горение и не плавиться после охвата пламенем в течение 2 секунд.
Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.
Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.
Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.
Процесс надевания гидрокостюма
Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.
1.Наденьте гидрокостюм .
2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9.
3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10.
Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете?
Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:
- надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками;
осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть,
оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;
- в полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди
СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке
от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться
лицом о воду.
Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:
Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.
Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.
В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку (дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.
Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе обмывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.
Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, в ночное время включить один сигнальный огнь на спасательном жилете и ждать помощи.
При плавании в спасательном жилете ( при сильном волнении) в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-40 град. к поверхности моря, на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживать против волны. При большом волнении приводить корпус тела в вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, разворачиваясь ногами вперед, остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства.
Без спасательного жилета: корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.
Визуальные сигнальные средства
- Парашютные ракеты
- Парашютная ракета должна:
.1 быть заключена в водостойкий корпус;
.2 быть снабжена четко иллюстрирующими способ использования рисунками или краткой инструкцией, нанесенными на ее корпус;
.3 иметь встроенное запальное средство; и
.4 иметь такую конструкцию, которая не причиняла бы неудобства держащему ее человеку при использовании ракеты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
При запуске ракеты в вертикальном направлении она должна достигать высоты не менее 300 м. По достижении верхней точки траектории или вблизи нее ракета должна выпускать парашютный сигнал, который должен:
.1 гореть ярко-красным огнем;
.2 гореть равномерно со средней силой света не менее 30000 кд;
.3 иметь длительность горения не менее 40 с;
.4 иметь скорость спуска не более 5 м/с; и
.5 не повреждать во время горения свой парашют или его крепление.
Спасательные шлюпки и плоты
- Общие требования к спасательным плотам
- Конструкция спасательных плотов
- Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря.
- Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18 м. Если спасательный плот должен устанавливаться на высоте более 18 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, то он должен быть таким, чтобы удовлетворительно пройти испытание сбрасыванием на воду по крайней мере с этой высоты.
- Спасательный плот, находясь на плаву как с раскрытым, так и с нераскрытым тентом, должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища.
- Конструкция спасательного плота и его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 узла на тихой воде с одним выброшенным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом людей и снабжения.
- Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды; тент должен устанавливаться автоматически после спуска плота на воду и должен отвечать следующим требованиям:
.1 он должен обеспечивать изоляцию подтентового пространства от зноя и холода с помощью либо двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, либо с помощью других, обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке;
.2
цвет внутренней поверхности тента не должен вызывать дискомфорта у находящихся на плоту людей;
.3 каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым закрывающим устройством, которое человек в гидрокостюме может легко и быстро открывать изнутри и снаружи, и закрывать изнутри плота. При этом должна обеспечиваться вентиляция плота при исключении проникновения морской воды, ветра и холода. На спасательных плотах вместимостью более 8 человек должно быть не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов;
он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательном плоту людей, даже при закрытых входах;
.5 на нем должно быть предусмотрено по меньшей мере одно смотровое
окно;
.6 он должен быть оборудован приспособлениями для сбора дождевой
воды;
.7 он должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1 м над поверхностью моря; и
.8 он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидячем положении в любой части подтентового пространства.