СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к ЕГЭ по биологии. Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка включает вопросы с решение задач по генетике для подготовки к егэ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к ЕГЭ по биологии. Решение генетических задач"»

Решение генетических задач Братякова С.Б.

Решение генетических задач

Братякова С.Б.

Братякова С.Б.

Братякова С.Б.

Братякова С.Б.

Братякова С.Б.

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков Братякова С.Б.

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков

Братякова С.Б.

Все генетические задачи имеют единый принцип решения Этапы решения генетической задачи: Определить тип задачи Записать условие задачи в виде символов Составить схему решения задачи Объяснить полученные результаты   Братякова С.Б.

Все генетические задачи имеют единый принцип решения

Этапы решения генетической задачи:

  • Определить тип задачи
  • Записать условие задачи в виде символов
  • Составить схему решения задачи
  • Объяснить полученные результаты

Братякова С.Б.

 Определение типа задачи   Тип наследования   Тип доминирования   Тип  скрещивания  Доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели   Имеет место проявление промежуточного признака  Скрещивание по 1 паре признаков Неаллельные гены размещены в разных парах гомологичных хромосом независимое наследование Полное доминирование Неполное доминирование Моногибридное скрещивание Гены, относящиеся к разным парам аллелей, размещены в одной паре гомологичных хромосом Скрещивание по 2 парам признаков    Дигибридное скрещивание Сцепленное аутосомное наследование Наследование признака связано с половыми хромосомами  Скрещивание по нескольким парам признаков Братякова С.Б.   Полигибридное скрещивание   Сцепленное  с полом наследование

Определение типа задачи

Тип

наследования

Тип доминирования

Тип

скрещивания

Доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели

Имеет место проявление промежуточного признака

Скрещивание

по 1 паре признаков

Неаллельные гены размещены в разных парах гомологичных хромосом

независимое

наследование

Полное доминирование

Неполное доминирование

Моногибридное

скрещивание

Гены, относящиеся к разным парам аллелей, размещены в одной паре гомологичных хромосом

Скрещивание

по 2 парам признаков

Дигибридное

скрещивание

Сцепленное аутосомное наследование

Наследование признака связано с половыми хромосомами

Скрещивание по нескольким парам признаков

Братякова С.Б.

Полигибридное

скрещивание

Сцепленное

с полом наследование

Генетические символы Символ Характеристика ♀ Женский организм ♂ Мужской организм х Р Знак скрещивания Родительские организмы F 1 Потомки, гибриды 1 поколения F 2 Потомки, гибриды 2 поколения А, В, С, D Гены, кодирующие доминантные признаки а, b , с, d Гены (парные, аллельные), кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ, СС, DD Генотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку аа, bb , сс, dd Генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку Aa , Bb , Сс, Dd Генотипы моногетерозиготных особей A А B В, A А B ВСС Генотипы ди- и тригомозиготных особей AaBb , AaBb Сс Генотипы ди- и тригетерозиготных особей А В ═ ═ а в Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при независимом наследовании признаков АВ ══ ав Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при сцепленном наследовании признаков АВ , ав Гаметы Братякова С.Б.

Генетические символы

Символ

Характеристика

Женский организм

Мужской организм

х

Р

Знак скрещивания

Родительские организмы

F 1

Потомки, гибриды 1 поколения

F 2

Потомки, гибриды 2 поколения

А, В, С, D

Гены, кодирующие доминантные признаки

а, b , с, d

Гены (парные, аллельные), кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС, DD

Генотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку

аа, bb , сс, dd

Генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку

Aa , Bb , Сс, Dd

Генотипы моногетерозиготных особей

A А B В, A А B ВСС

Генотипы ди- и тригомозиготных особей

AaBb , AaBb Сс

Генотипы ди- и тригетерозиготных особей

А В

═ ═

а в

Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при независимом наследовании признаков

АВ

══

ав

Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при сцепленном наследовании признаков

АВ , ав

Гаметы

Братякова С.Б.

Наследование некоторых признаков человека Доминантные признаки Рецессивные признаки Карие глаза Голубые глаза Темные волосы Светлые волосы Правша Волнистые волосы Левша Прямые волосы Rh+ rh- Веснушки Отсутствие веснушек Ямочки на щеках Отсутствие ямочек Гладкий подбородок Полные губы Ямка на подбородке Тонкие губы Свободная мочка уха Приросшая мочка уха Близорукость Норма Норма Глухонемота Полидактилия Норма Пятипалость Фенилкетонурия Нормальная пигментация Альбинизм Гипертония Нормальное давление Норма Слепота Братякова С.Б.

Наследование некоторых признаков человека

Доминантные признаки

Рецессивные признаки

Карие глаза

Голубые глаза

Темные волосы

Светлые волосы

Правша

Волнистые волосы

Левша

Прямые волосы

Rh+

rh-

Веснушки

Отсутствие веснушек

Ямочки на щеках

Отсутствие ямочек

Гладкий подбородок

Полные губы

Ямка на подбородке

Тонкие губы

Свободная мочка уха

Приросшая мочка уха

Близорукость

Норма

Норма

Глухонемота

Полидактилия

Норма

Пятипалость

Фенилкетонурия

Нормальная пигментация

Альбинизм

Гипертония

Нормальное давление

Норма

Слепота

Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой.  В первом поколении все корнеплоды были желтыми.  В F 2 получили 96 растений.  Сколько из них будет красноплодных?  Дано: А – желтый плод а – красный плод Р красный х желтый F 1  100%  желтые F 2  96 растений _______________________ F 2  красноплодных растений - ?     Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплоды были желтыми. В F 2 получили 96 растений. Сколько из них будет красноплодных?

Дано:

А – желтый плод

а – красный плод

Р красный х желтый

F 1 100% желтые

F 2 96 растений

_______________________

F 2 красноплодных растений - ?

Братякова С.Б.

Пустая схема задачи Р   ♀ ?(генотип) х ♂ ?(генотип)     ?(фенотип) ?(фенотип)  G  ? ?   F 1   ?(генотип)  Х ?(генотип)   ?(фенотип) ?(фенотип)  G  ? ?   F 2   ?(генотип) , ?(генотип)    ?(фенотип) ?(фенотип)  Братякова С.Б.

Пустая схема задачи

Р ?(генотип) х ♂ ?(генотип)

?(фенотип) ?(фенотип)

G ? ?

F 1 ?(генотип) Х ?(генотип)

?(фенотип) ?(фенотип)

G ? ?

F 2 ?(генотип) , ?(генотип)

?(фенотип) ?(фенотип)

Братякова С.Б.

Схема решения задачи Р   ♀ аа х ♂ АА     красный желтый  G   а  А  F1   Аа  Х Аа  желтый желтый  G   А , а А , а  F 2   АА , 2Аа ,  аа   (по генотипу 1 : 2 : 1)  желтый желтый красный  (по фенотипу 3 : 1)  24 48 24 Ответ: 24 красноплодных растения   Братякова С.Б.

Схема решения задачи

Р аа х ♂ АА

красный желтый

G а А

F1 Аа Х Аа

желтый желтый

G А , а А , а

F 2 АА , 2Аа , аа (по генотипу 1 : 2 : 1)

желтый желтый красный (по фенотипу 3 : 1)

24 48 24

Ответ: 24 красноплодных растения

Братякова С.Б.

а) Скрещивание АА х аа Расщепление по генотипу Расщепление по фенотипу Аа х Аа 0 Аа х АА 0 1 : 2 : 1 3 : 1 1 : 1 Аа х аа 0 1 : 1 1 : 1 Братякова С.Б. " width="640"

Полное доминирование (А а)

Скрещивание

АА х аа

Расщепление по генотипу

Расщепление по фенотипу

Аа х Аа

0

Аа х АА

0

1 : 2 : 1

3 : 1

1 : 1

Аа х аа

0

1 : 1

1 : 1

Братякова С.Б.

Неполное доминирование (А=а) Скрещивание  АА х аа Расщепление по генотипу Расщепление по фенотипу  Аа х Аа  0  Аа х АА  1 : 2 : 1  0  1 : 2 : 1  1 : 1  Аа х аа  1 : 1  1 : 1  1 : 1 Братякова С.Б.

Неполное доминирование (А=а)

Скрещивание

АА х аа

Расщепление по генотипу

Расщепление по фенотипу

Аа х Аа

0

Аа х АА

1 : 2 : 1

0

1 : 2 : 1

1 : 1

Аа х аа

1 : 1

1 : 1

1 : 1

Братякова С.Б.

Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание   Р  ♀ АаВв х ♂ АаВв   желт/ гладк желт/ гладк  G  АВ, Ав, аВ, ав  АВ, Ав, аВ, ав   Братякова С.Б.

Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание

Р АаВв х ♂ АаВв

желт/ гладк желт/ гладк

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

Братякова С.Б.

Порядок написания гамет в решетке Пеннета G АВ АВ Ав Ав аВ аВ ав ав  Братякова С.Б.

Порядок написания гамет в решетке Пеннета

G

АВ

АВ

Ав

Ав

аВ

аВ

ав

ав

Братякова С.Б.

Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении G АВ АВ Ав Ав 1 аВ 3 3 аВ 4 4 1 ав ав 2 2 2 2 1 5 5 6 6 1  Братякова С.Б.

Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении

G

АВ

АВ

Ав

Ав

1

аВ

3

3

аВ

4

4

1

ав

ав

2

2

2

2

1

5

5

6

6

1

Братякова С.Б.

1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот G АВ АВ Ав ААВВ Ав аВ аВ ав ААвв ав ааВВ аавв  Братякова С.Б.

1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот

G

АВ

АВ

Ав

ААВВ

Ав

аВ

аВ

ав

ААвв

ав

ааВВ

аавв

Братякова С.Б.

2. Написание генотипов дигетерозигот G АВ АВ Ав ААВВ Ав аВ аВ ав ААвв ав АаВв АаВв АаВв АаВв ааВВ аавв  Братякова С.Б.

2. Написание генотипов дигетерозигот

G

АВ

АВ

Ав

ААВВ

Ав

аВ

аВ

ав

ААвв

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

ааВВ

аавв

Братякова С.Б.

3. Написание генотипов неполных гетерозигот ( ААВв ) G АВ АВ ААВВ Ав Ав ААВв аВ ААВв аВ ав ААвв ав АаВв АаВв АаВв АаВв ааВВ аавв  Братякова С.Б.

3. Написание генотипов неполных гетерозигот ( ААВв )

G

АВ

АВ

ААВВ

Ав

Ав

ААВв

аВ

ААВв

аВ

ав

ААвв

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

ааВВ

аавв

Братякова С.Б.

4. Написание генотипов неполных гетерозигот ( АаВВ ) G АВ АВ ААВВ Ав Ав ААВв аВ ААВв аВ АаВВ ав ААвв АаВВ ав АаВв АаВв АаВв АаВв ааВВ аавв  Братякова С.Б.

4. Написание генотипов неполных гетерозигот ( АаВВ )

G

АВ

АВ

ААВВ

Ав

Ав

ААВв

аВ

ААВв

аВ

АаВВ

ав

ААвв

АаВВ

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

ааВВ

аавв

Братякова С.Б.

5. Написание генотипов неполных гетерозигот ( Аавв ) G АВ АВ Ав ААВВ Ав аВ ААВв ААВв аВ ав АаВВ ААвв ав АаВВ АаВв АаВв АаВв АаВв Аавв ааВВ Аавв аавв  Братякова С.Б.

5. Написание генотипов неполных гетерозигот ( Аавв )

G

АВ

АВ

Ав

ААВВ

Ав

аВ

ААВв

ААВв

аВ

ав

АаВВ

ААвв

ав

АаВВ

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

Аавв

ааВВ

Аавв

аавв

Братякова С.Б.

6. Написание генотипов неполных гетерозигот ( ааВв ) G АВ АВ Ав Ав ААВВ аВ ААВв ААВв аВ АаВВ АаВВ ААвв ав ав АаВв АаВв АаВв АаВв ааВВ Аавв Аавв ааВв ааВв аавв  Братякова С.Б.

6. Написание генотипов неполных гетерозигот ( ааВв )

G

АВ

АВ

Ав

Ав

ААВВ

аВ

ААВв

ААВв

аВ

АаВВ

АаВВ

ААвв

ав

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

ааВВ

Аавв

Аавв

ааВв

ааВв

аавв

Братякова С.Б.

 Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников Братякова С.Б.

Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

Братякова С.Б.

Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим признакам –  желтые / гладкие G АВ АВ Ав Ав ААВВ ААВв аВ ААВв аВ АаВВ АаВВ ав ав АаВв АаВв АаВв АаВв Братякова С.Б.

Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим признакам – желтые / гладкие

G

АВ

АВ

Ав

Ав

ААВВ

ААВв

аВ

ААВв

аВ

АаВВ

АаВВ

ав

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

Братякова С.Б.

Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и рецессивную по второму – желтые / морщинистые G АВ АВ Ав Ав аВ аВ ав ААвв ав Аавв Аавв Братякова С.Б.

Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и рецессивную по второму – желтые / морщинистые

G

АВ

АВ

Ав

Ав

аВ

аВ

ав

ААвв

ав

Аавв

Аавв

Братякова С.Б.

Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и доминантную по второму – зеленые / гладкие G АВ АВ Ав Ав аВ аВ ав ав ааВВ ааВв ааВв Братякова С.Б.

Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и доминантную по второму – зеленые / гладкие

G

АВ

АВ

Ав

Ав

аВ

аВ

ав

ав

ааВВ

ааВв

ааВв

Братякова С.Б.

Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые / морщинистые) расположена в правом нижнем углу таблицы  G АВ АВ ААВВ Ав Ав аВ ААВв ААВв аВ АаВВ ав ав АаВВ ААвв АаВв АаВв АаВв АаВв Аавв ааВВ Аавв ааВв ааВв аавв Братякова С.Б.

Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые / морщинистые) расположена в правом нижнем углу таблицы

G

АВ

АВ

ААВВ

Ав

Ав

аВ

ААВв

ААВв

аВ

АаВВ

ав

ав

АаВВ

ААвв

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

Аавв

ааВВ

Аавв

ааВв

ааВв

аавв

Братякова С.Б.

Подсчет количества фенотипических и генотипических групп По фенотипу:  9 : 3 : 3 : 1  жел/гладк : желт/морщ : зел/гладк : зел/морщ  4 разных фенотипа По генотипу:  4 : 2 : 2 : 2 : 2 : 1 : 1 : 1 : 1  АаВв , ААВв , АаВВ, Аавв , ааВв , ААВВ, ААвв, ААвв, аавв  9 разных генотипов  Братякова С.Б.

Подсчет количества фенотипических и генотипических групп

По фенотипу:

9 : 3 : 3 : 1

жел/гладк : желт/морщ : зел/гладк : зел/морщ

4 разных фенотипа

По генотипу:

4 : 2 : 2 : 2 : 2 : 1 : 1 : 1 : 1

АаВв , ААВв , АаВВ, Аавв , ааВв , ААВВ, ААвв, ААвв, аавв

9 разных генотипов

Братякова С.Б.

Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование G X А В X А В X А X А ВВ X А в X А в X А X А Вв YВ X А X А Вв X а В Yв X А YВВ X А X А вв X А X а ВВ X а в X А X а Вв X А YВв X А YВв X А X а Вв Пол ♀ X А Yвв X А X а вв X а YВВ X а YВв X а YВв X а Yвв ♂ Братякова С.Б.

Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование

G

X А В

X А В

X А X А ВВ

X А в

X А в

X А X А Вв

X А X А Вв

X а В

X А YВВ

X А X А вв

X А X а ВВ

X а в

X А X а Вв

X А YВв

X А YВв

X А X а Вв

Пол

X А Yвв

X А X а вв

X а YВВ

X а YВв

X а YВв

X а Yвв

Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу по обоим признакам? Дано: А – сварливый характер а – хороший характер В - крючковатый нос в – нормальный нос Р ♀  хороший/крючковатый х ♂  сварливый/нормальный F 1  хороший/нормальный _______________________ F 1  сварливый/крючковатый - ? %  Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу по обоим признакам?

Дано:

А – сварливый характер

а – хороший характер

В - крючковатый нос

в – нормальный нос

Р хороший/крючковатый х сварливый/нормальный

F 1 хороший/нормальный

_______________________

F 1 сварливый/крючковатый - ? %

Братякова С.Б.

Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка Р  ♀ ааВ?( в ) х ♂ А?( а )вв  хороший/крючковатый  сварливый/нормальный   G  аВ, а? ( в ) Ав, ? ( а )в F 1  а а в в ( сварливый/крючковатый - ? )  хороший/нормальный Братякова С.Б.

Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка

Р ааВ?( в ) х ♂ А?( а )вв

хороший/крючковатый сварливый/нормальный

G аВ, а? ( в ) Ав, ? ( а

  • F 1 а а в в ( сварливый/крючковатый - ? )
  • хороший/нормальный

Братякова С.Б.

Решетка Пеннета  G Ав  аВ ав АаВв  ав сварливый/крючковатый Аавв ааВв  Ответ: вероятность рождения ребенка со сварливым характером и крючковатым носом – 25% сварливый/нормальный хороший/крючковатый аавв хороший/нормальный Братякова С.Б.

Решетка Пеннета

G

Ав

аВ

ав

АаВв

ав

сварливый/крючковатый

Аавв

ааВв

Ответ: вероятность рождения ребенка со сварливым характером и крючковатым носом – 25%

сварливый/нормальный

хороший/крючковатый

аавв

хороший/нормальный

Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) – над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам. Все неполные гетерозиготы оказались нежизнеспособными. Получили 16 котят. Сколько из них будут иметь полосатые хвосты и короткие усы? Дано: А – полосатый хвост а – однотонный хвост В - длинные усы в – короткие усы Неполные гетерозиготы нежизнеспособны Р ♀  и  ♂  - дигетерозиготы F 1  16 котят _______________________ F 1  полосатые хвосты/короткие усы - ? %  Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) – над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам. Все неполные гетерозиготы оказались нежизнеспособными. Получили 16 котят. Сколько из них будут иметь полосатые хвосты и короткие усы?

Дано:

А – полосатый хвост

а – однотонный хвост

В - длинные усы

в – короткие усы

Неполные гетерозиготы нежизнеспособны

Р и - дигетерозиготы

F 1 16 котят

_______________________

F 1 полосатые хвосты/короткие усы - ? %

Братякова С.Б.

Решение: Р  ♀ АаВв х ♂ АаВв   полосатый/длинные полосатый/длинные  G  АВ, Ав, аВ, ав  АВ, Ав, аВ, ав  F 1 4 АаВв , 1 ААВВ , 1 ААвв , 1 ааВВ , 1 аавв  п о л о с а т ы й / д л и н н ы е полосатые/короткие однотонные/длинные однотонные/короткие   8 котят 2 котенка 2 котенка 2 котенка 2 котенка Ответ:  2 котёнка с полосатым хвостом и короткими усами  Братякова С.Б.

Решение:

Р АаВв х ♂ АаВв

полосатый/длинные полосатый/длинные

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

  • F 1 4 АаВв , 1 ААВВ , 1 ААвв , 1 ааВВ , 1 аавв
  • п о л о с а т ы й / д л и н н ы е полосатые/короткие однотонные/длинные однотонные/короткие
  • 8 котят 2 котенка 2 котенка 2 котенка 2 котенка
  • Ответ: 2 котёнка с полосатым хвостом и короткими усами

Братякова С.Б.

Решетка Пеннета G АВ АВ Ав Ав ААВВ полосатый/длинные аВ ААВв ААВв аВ ААвв Полосатые/короткие АаВВ АаВВ ав ав АаВв АаВв АаВв АаВв полосатый/длинные полосатый/длинные ааВВ однотонные/длинные полосатый/длинные Аавв полосатый/длинные Аавв ааВв ааВв аавв Однотонные/короткие Братякова С.Б.

Решетка Пеннета

G

АВ

АВ

Ав

Ав

ААВВ

полосатый/длинные

аВ

ААВв

ААВв

аВ

ААвв

Полосатые/короткие

АаВВ

АаВВ

ав

ав

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

полосатый/длинные

полосатый/длинные

ааВВ однотонные/длинные

полосатый/длинные

Аавв

полосатый/длинные

Аавв

ааВв

ааВв

аавв

Однотонные/короткие

Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и сцеплен с полом, а темный цвет волос (В) доминирует над светлым и зависит от аутосомного гена. Мужчина, с темными волосами, которому спорт давался с трудом, женился на темноволосой женщине, имеющей тройки по физкультуре. Оба супруга гетерозиготны по обоим генам. Все гомозиготы, в которых оказались два гена темных волос, погибли. Стоит ли девочкам в этой семье профессионально заниматься спортом? Дано: X А – быстрое сокращение мышечных волокон ( спортсмен) X а – неспортсмен В – темные волосы в – светлые волосы Гомозиготы с ВВ - нежизнеспособны Р ♀  и  ♂  - дигетерозиготы ____________________________________________________________________________________________________________________________________ F 1  девочки - спортсменки - ? %  Братякова С.Б.

ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и сцеплен с полом, а темный цвет волос (В) доминирует над светлым и зависит от аутосомного гена. Мужчина, с темными волосами, которому спорт давался с трудом, женился на темноволосой женщине, имеющей тройки по физкультуре. Оба супруга гетерозиготны по обоим генам. Все гомозиготы, в которых оказались два гена темных волос, погибли. Стоит ли девочкам в этой семье профессионально заниматься спортом?

Дано:

X А – быстрое сокращение мышечных волокон ( спортсмен)

X а – неспортсмен

В – темные волосы

в – светлые волосы

Гомозиготы с ВВ - нежизнеспособны

Р и - дигетерозиготы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

F 1 девочки - спортсменки - ? %

Братякова С.Б.

Решение: Р  ♀ X А X а Вв х ♂ X А У Вв   неспортсменка/темные неспортсмен/темные  G  X А В, X А в, X а В, X а в X А В, X А в, У В, У в  F 1 ♀  2X А X А Вв, 2 X А X а Вв, 1 X А X А вв, 1 X А X а вв  неспортсменка/ неспортсменка/  темные светлые ♂ 2X А YВв, 2X а YВв, 1 X А Yвв, 1X а Yвв  неспортсмен/ спортсмен/ неспортсмен/ спортсмен/  темные темные светлые светлые   Ответ: нет, профессиональным спортом девочкам из этой семьи заниматься не стоит Братякова С.Б.

Решение:

Р X А X а Вв х ♂ X А У Вв

неспортсменка/темные неспортсмен/темные

G X А В, X А в, X а В, X а в X А В, X А в, У В, У в

F 1 2X А X А Вв, 2 X А X а Вв, 1 X А X А вв, 1 X А X а вв

неспортсменка/ неспортсменка/

темные светлые

2X А YВв, 2X а YВв, 1 X А Yвв, 1X а Yвв

неспортсмен/ спортсмен/ неспортсмен/ спортсмен/

темные темные светлые светлые

Ответ: нет, профессиональным спортом девочкам из этой семьи заниматься не стоит

Братякова С.Б.

Решетка Пеннета G X А В X А В X А X А ВВ X А в X А в X А X А Вв YВ X А X А Вв X а В Yв X А YВВ X А X А вв X А X а ВВ X а в X А X а Вв X А YВв X А YВв X А X а Вв Пол ♀ X А Yвв X А X а вв X а YВВ X а YВв X а YВв X а Yвв ♂ Братякова С.Б.

Решетка Пеннета

G

X А В

X А В

X А X А ВВ

X А в

X А в

X А X А Вв

X А X А Вв

X а В

X А YВВ

X А X А вв

X А X а ВВ

X а в

X А X а Вв

X А YВв

X А YВв

X А X а Вв

Пол

X А Yвв

X А X а вв

X а YВВ

X а YВв

X а YВв

X а Yвв

Братякова С.Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!