СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание 24"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации указываются средства выразительности (тропы, лексические и синтаксические). Приводятся примеры заданий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание 24"»

Подготовка к ЕГЭ. Задание 24 Изобразительно-выразительные средства языка

Подготовка к ЕГЭ. Задание 24

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка   стилистические фигуры  тропы

Изобразительно-выразительные средства языка

стилистические фигуры

тропы

Тропами  называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Тропами являются:

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • олицетворение
  • метонимия
  • синекдоха
  • перифраз
  • гипербола
  • литота

Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:

  • Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
  • По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи По форме: луковка церквей, лента дороги
  • По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы
  • По цвету: золото волос, шоколадный загар
  • По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук
  • По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
  • По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
  • По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи
  • По форме: луковка церквей, лента дороги

Метонимия  – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения , территории на людей , живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра . Название сосуда , емкости на его содержимое : Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения:  люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет).

Могут переноситься:

  • Название помещения , территории на людей , живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра .
  • Название сосуда , емкости на его содержимое : Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
  • Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах.
  • Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
  • Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
  • Название орудия на действия, производимые им : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Синекдоха  – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.    Называние :   вместо целого предмета лишь его части,  или целого вместо части,  или единственного числа вместо множественного,  или определенного числа вместо неопределенного    Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:  К нему и птица не летит,  И зверь нейдет.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.

Называние : вместо целого предмета лишь его части, или целого вместо части, или единственного числа вместо множественного, или определенного числа вместо неопределенного

Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет.

 Сравнение.   Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому Сравнения выражаются различными способами: Творительным падежом  и с каждым днем уходит дымом Формой сравнительной степени прилагательного или наречия  душа ее зефира тише Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто):  Безумных лет угасшее веселье  Мне тяжело, как смутное похмелье. Лексически (при помощи слов подобный, похожий ):  Твои глаза подобны звездам

Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому

Сравнения выражаются различными способами:

  • Творительным падежом

и с каждым днем уходит дымом

  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия

душа ее зефира тише

  • Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто):

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

  • Лексически (при помощи слов подобный, похожий ):

Твои глаза подобны звездам

Эпитет – художественное, образное определение,  цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей» В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Эпитет художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора

  • Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая)
  • Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей»
  • В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков ( царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай  Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным: Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков ( царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Парнасская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

. Гипербола  – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. «Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива «(В.В. Маяковский) Литота  – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления  «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (А. Грибоедов)

.

  • Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
  • «Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива «(В.В. Маяковский)
  • Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (А. Грибоедов)

фразеологизмы синонимы антонимы разговорные слова книжная лексика диалектизмы профессионализмы заимствования историзмы архаизмы неологизмы индивидуально-авторские слова
  • фразеологизмы
  • синонимы
  • антонимы
  • разговорные слова
  • книжная лексика
  • диалектизмы
  • профессионализмы
  • заимствования
  • историзмы
  • архаизмы
  • неологизмы
  • индивидуально-авторские слова
Стилистические фигуры:    риторический вопрос  риторическое восклицание  инверсия  парцелляция  антитеза  анафора  эпифора  градация  эллипсис…

Стилистические фигуры:

  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • инверсия
  • парцелляция
  • антитеза
  • анафора
  • эпифора
  • градация
  • эллипсис…
Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:  Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:

Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.

  • Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок  Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.  Обеды задавал он отличные.  Руку мне подал на прощанье.  Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок

  • Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
  • Обеды задавал он отличные.
  • Руку мне подал на прощанье.
  • Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.) Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.) Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона.  И невозможное возможно, дорога долгая легка.  Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.  Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.)

Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.)

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона.

  • И невозможное возможно, дорога долгая легка.
  • Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
  • Грохочет тишина, моих не слыша слов.
Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи примеры параллелизма  Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.  Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.  Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.  Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

примеры параллелизма

  • Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.
  • Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.
  • Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
  • Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...»)

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.Блок)

Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

Определите, какое средство выразительности использовано Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.  Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!  Шепот, робкое дыханье, трели соловья… А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет 1  в 2  а 3  б 4  д

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.
  • Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.
  • Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
  • Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

А. историзмы

Б. Лексический повтор

В. Олицетворение

Г. Фразеологизмы

Д. Эпитет

1 в

2 а

3 б

4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. А. Вопросо- ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие. Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение  1  б 2  в 3  г 4  д

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
  • Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
  • Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве.

А. Вопросо- ответная форма изложения.

Б. Гипербола.

В.Многосоюзие.

Г.Риторический вопрос.

Д. Сравнение

1 б

2 в

3 г

4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Вывели лошадей, не понравились они мне. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм  1  б 2  а 3  д 4  г

Определите, какое средство выразительности использовано

  • Вывели лошадей, не понравились они мне.
  • Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать.
  • Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

А. Градация

Б. Инверсия

В. Оксюморон

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

1 б

2 а

3 д

4 г

  Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

          (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?       (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.       (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

    Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ (« загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

        Список терминов :        1)  метафора       2) фразеологизм       3) ключевые слова       4) синтаксический параллелизм       5) риторический вопрос       6) цитирование

       7) гипербола       8) инверсия       9) эпитеты       10) сравнительный оборот

  •       

  Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

  • «Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он использует троп — (А)_____ (« бурная дискуссия»). Синтаксическое средство — (Б)_____ (в предложении 8) и лексическое средство — (В)_____ («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а (Г)_____ («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем случае». 
  • (1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей.
  • (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры.
  • 1) парцелляция  2) книжные слова  3) разговорные слова  4) ряд однородных членов  5) контекстные синонимы  6) анафора  7) риторическое восклицание  8) эпитет  9) синтаксический параллелизм  8453


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!