Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Методика подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
(тестовая часть )
Учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ№25 МО г-к Анапа
Прохорова Елена Ивановна
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Цель:
продемонстрировать виды деятельности на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (на примере работы с тестовой частью)
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Методы и приемы подготовки к ОГЭ
1 . Работа с тестами
2. Комплексный анализ текста
3. Проектная деятельность (создание таблиц, алгоритмов, схем и т.д.)
4. Работа по сборникам
5. Работа с интернет – ресурсами
пр…б
пр…б
пр…б
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Тест ( 6 класс) УМК Т.А. Ладыженская , Л.А.Тростенцова (ОГЭ №4)
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки. 1) ПРИшить – «присоединение» 2) ПРИоткрыть – «неполнота действия» 3) ПРИморский – «близость к чему-либо» 4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И: 1)пре..милый, прволжский, пр..близить 2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит 3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить 4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3 . В какой строке все слова пишутся с Е: 1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный 2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный 3) пр…сесть, пр…винтить, пр….спокойный 4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
пр…б
пр…б
пр…б
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Лингвистическая разминка
1. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»? (ОГЭ № 5)
1.Законы природы неизмен..ы.
2.Окно было завешен..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
3.Вадим считал, что сестра слишком ветрен..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
4.Иные говорят мудрен..о, а мысли скудные.
2 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (ОГЭ№ 9)
Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
Диагностическая карта учащегося 9 класса _________________________________
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Диагностическая карта учащегося 9 класса
Задания.
Варианты
Проверяемые элементы содержания.
1
2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
2
3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
3
4. Правописание приставок. Слитное, дефисное , раздельное написание.
4
5 .Правописание суффиксов различных частей речи (кроме н/нн).
5
Правописание н и нн в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
6. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
6
7 . Словосочетание
7
8 . Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
8
9 . Осложненное простое предложение.
9
10 . Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
10
11. Синтаксический анализ сложного предложения.
12 . Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
11
12
13 . Синтаксический анализ сложного предложения.
14 . СП с разными видами связи между частями.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
• однородные члены (Ни торт, ни новые игрушки, ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку);
• обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал);
• обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича, было в сборе);
• обособленные приложения (Мы, филологи, знаем силу слова);
• обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери, устроила всё по-своему);
• вводные слова (Я, по всей вероятности, здесь долго на задержусь)
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Осложняющие компоненты в предложении
• однородные члены ( Ни торт, ни новые игрушки, ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку);
• обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал);
• обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича , было в сборе);
• обособленные приложения (Мы , филологи , знаем силу слова);
• обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери , устроила всё по-своему);
• вводные слова (Я, по всей вероятности , здесь долго на задержусь)
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые. ( задание 9 ОГЭ)
С особенной силой здесь,(1) в пушкинских местах,(2) возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой,(3) с холодными волосами,(4) спутанными осенним ветром,(5) и слушал влажный гул сосновых вершин,(6) смотрел,(7) прищурившись,(8) на осенние тучи,(9) толкался по ярмаркам,(10) подолгу просиживал на полу около горячей печки,(11) шутил с няней,(12) пел,(13) смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его,(14) стесняли душу и,(15) наконец,(16) слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы. (По К. Паустовскому)
Выпишите цифры, обозначающие запятые
при однородных членах -
при обособленном обстоятельстве -
при обособленном определении -
при вводных словах -
при уточняющем члене -
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Самостоятельная работа
Текст для анализа
• 1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу.
• В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
• Задания:
• 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
• 2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.
• 3.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
• 4.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
• 5.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
• 6.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
• 7.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
• 8.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление»
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
- Правописание приставок, оканчивающихся на з, с.
1
Выделить приставку в слове
Проверить, следует ли после приставки звонкий согласный или гласный
да
нет
Написать З
Написать С
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Домашняя работа (онлайн-тесты)
- https://rus-oge.sdamgia.ru/
- https://neznaika.pro/oge/rus_oge/?section=themes
- http://www.saharina.ru/gia/
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
АЛГОРИТМ Виды подчинительной связи в словосочетании (задание 7ОГЭ)
1.Определить в словосочетании главное и зависимое слово.
2.Если необходимо заменить словосочетание, построенное на основе согласования , синонимичным со связью управление, заменить зависимое слово однокоренным существительным (каменный дом – дом из камня).
3.Если необходимо заменить словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование, заменить зависимое слово однокоренным прилагательным (улицы города – городские улицы).
4.Если необходимо заменить словосочетание, построенное на основе примыкания , синонимичным со связью управление, заменить зависимое слово однокоренным существительным (тревожно шепчет – шепчет с тревогой).
5.Если необходимо заменить словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью примыкание, заменить зависимое слово однокоренным наречием, реже – деепричастием (с шумом разбивались – шумя, разбивались).
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Задание . ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом :
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. плюшевый медвежонок -
5. приморский парк -
6. клетчатый шарф
без предлога :
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Алгоритм выполнения задания
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения ( зад.12 ОГЭ)
Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак ( , ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз ( И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др .), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово ( КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА , ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Карточка по теме «Грамматическая основа предложения»
Задание: не списывая предложения, выпишите из них грамматические основы (задание ОГЭ № 8)
1. Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей.
2 .Теперь у меня нет собаки.
3 .Александру было дано согласие на военную карьеру.
4 .И вот что из этого получилось.
5 .Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Я использую в своей работе следующие пособия:, «Русский язык. ОГЭ-2018. Типовые тестовые задания» , Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П.Цыбулько;
« ОГЭ 2018. Русский язык . 30 тренировочных вариантов»,Сенина Н.А
«Русский язык. Практикум – подготовка к выполнению заданий 3 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.;
Открытый банк заданий ОГЭ ФИПИ
Хорошим подспорьем для подготовки к ОГЭ является методика Т.Я. Фроловой« Грамотность за 12 занятий»
В ее основе лежат принципы обучения правописанию на основе объединения изучаемого материала в определенные классификационные группы. Это приводит к сокращению объема правил и упрощению орфографической и пунктуационной системы русского языка
.
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
Лето, осенний, жаркий, поцелуй, после.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ