Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова
Путь поэта- путь одиночества…
«Молитва» 1829 год
творчество- «всесожигающий костер»
поэзия- «страшная
1837 год- гибель А.С.Пушкина
Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России.
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…»
Тютчев
«Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда- все молчи!...
Но есть и божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…
Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков.
« Божий суд»
«Грозный суд»
Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока .
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
Пророк 1841 год.
Пророк - это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям.
Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда
Ожидает изгнание и пустыня
В основе сюжета
конфликт между поэтом и толпой.
В бездуховном мире поэт обречен на одиночество
Поэт Пушкина и Лермонтова.
«Я памятник воздвиг…»
Поэт- пророк , но он одинок, непонят, отвергнут обществом .
Пушкин верит, что он пророк , что поэзия будет воспринята народом
Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка , но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.
Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»?
Глаголом жечь сердца людей
Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца.
А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?
«Поэт» 1838 год.
Вопрос
Ответ:
композиции жанра системе образов
Предложение для формулировки идейного содержания
В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .
Тезис . В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан.
Док-ва.
1.Жанр .
аллегория
Сюжет + размышления
Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи , где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.
частей
1 часть-
2 часть-
Система образов.
Образ клинка и поэзии
1 часть
Множество бытовых деталей:
Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки
«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык»
«таинственный»
«божьим духом»
Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье»
Чувство горечи и возмущения.
Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение
Образ поколения.
Эпитет «ветхий олицетворение «морщины прятать под румяны мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».
Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм.
Торжественность
Горестное размышление
Отчаянный призыв
Сомнения