СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Поэт и поэзия" (творчество М.Ю.Лермонтова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

1.Познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

2.Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Поэт и поэзия" (творчество М.Ю.Лермонтова)»

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова Путь поэта- путь одиночества…

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова

Путь поэта- путь одиночества…

«Молитва» 1829 год творчество- «всесожигающий костер» поэзия- «страшная

«Молитва» 1829 год

творчество- «всесожигающий костер»

поэзия- «страшная

1837 год- гибель А.С.Пушкина Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…»   Тютчев «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова

1837 год- гибель А.С.Пушкина

Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России.

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет…»

Тютчев

«Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда- все молчи!... Но есть и божий суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда- все молчи!...

Но есть и божий суд, наперстники разврата!

Есть грозный суд: он ждет…

Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков. « Божий суд» «Грозный суд» Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.

Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков.

« Божий суд»

«Грозный суд»

Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.

С тех пор как вечный судия  Мне дал всеведенье пророка,  В очах людей читаю я  Страницы злобы и порока . Провозглашать я стал любви  И правды чистые ученья:  В меня все ближние мои  Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу,  Из городов бежал я нищий,  И вот в пустыне я живу,  Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня,  Мне тварь покорна там земная;  И звезды слушают меня,  Лучами радостно играя. Когда же через шумный град  Я пробираюсь торопливо,  То старцы детям говорят  С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас!  Он горд был, не ужился с нами:  Глупец, хотел уверить нас,  Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него:  Как он угрюм, и худ, и бледен!  Смотрите, как он наг и беден,  Как презирают все его!»  Пророк 1841 год.  Пророк - это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям. Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда Ожидает изгнание и пустыня В основе сюжета конфликт между поэтом и толпой. В бездуховном мире поэт обречен на одиночество

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока .

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Пророк 1841 год.

Пророк - это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям.

Никто не понимает, его преследует всеобщая вражда

Ожидает изгнание и пустыня

В основе сюжета

конфликт между поэтом и толпой.

В бездуховном мире поэт обречен на одиночество

Поэт Пушкина и Лермонтова. «Я памятник воздвиг…» Поэт- пророк , но он одинок, непонят, отвергнут обществом . Пушкин верит, что он пророк , что поэзия будет воспринята народом Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка , но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.

Поэт Пушкина и Лермонтова.

«Я памятник воздвиг…»

Поэт- пророк , но он одинок, непонят, отвергнут обществом .

Пушкин верит, что он пророк , что поэзия будет воспринята народом

Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка , но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.

Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»? Глаголом жечь сердца людей Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца. А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?

Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»?

Глаголом жечь сердца людей

Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца.

А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?

«Поэт» 1838 год. Вопрос Ответ: композиции жанра системе образов Предложение для формулировки идейного содержания В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .

«Поэт» 1838 год.

Вопрос

Ответ:

композиции жанра системе образов

Предложение для формулировки идейного содержания

В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .

Тезис . В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан. Док-ва.  1.Жанр . аллегория Сюжет + размышления Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи , где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.

Тезис . В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан.

Док-ва.

1.Жанр .

аллегория

Сюжет + размышления

Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи , где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.

частей 1 часть- 2 часть- Система образов. Образ клинка и поэзии 1 часть Множество бытовых деталей: Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки

частей

1 часть-

2 часть-

Система образов.

Образ клинка и поэзии

1 часть

Множество бытовых деталей:

Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки

«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык» «таинственный» «божьим духом» Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье» Чувство горечи и возмущения.

«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык»

«таинственный»

«божьим духом»

Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье»

Чувство горечи и возмущения.

Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение Образ поколения. Эпитет «ветхий олицетворение «морщины прятать под румяны мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».

Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращение

Образ поколения.

Эпитет «ветхий олицетворение «морщины прятать под румяны мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».

Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм. Торжественность Горестное размышление Отчаянный призыв Сомнения

Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм.

Торжественность

Горестное размышление

Отчаянный призыв

Сомнения