Просмотр содержимого документа
«Презентация поурочное планирование по обновленной программе»
Поурочное планирование по обновленной программе
Субботовская И.Т.
школа-лицей №15
им. Д.И.Менделеева
г. Шымкент
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс
- Таким образом, ведущая цель обучения в школе подчинена созданию необходимых инновационных методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса, достижения высокого уровня образования, основанного на широком использовании современных образовательных технологий.
- При этом естественным образом возникают противоречия:
- между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся;
- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
- между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом.
-
- Комплексное использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Рассмотреть целесообразность применения тех или иных современных образовательных технологий на различных этапах урока.
Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.
Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.
Перед учителем встают сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, поиск ответа на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Нам учителям нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Сегодня нужно не просто научить, а научить ученика учить самого себя.
Изучая содержание ГОСО , понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной сегодня по-прежнему остается урок. Урок, его планирование и проведение-это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
- Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах:
- -планирование,
- -организация,
- -реализация и контроль,
- -коррекция,
- -анализ.
- Учитель и ранее и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию с учетом анализа (самооанализа) и контроля (самоконтроля).
- Предлагаю вам рассмотреть планирование урока с позиции требований обновленного стандарта образования.
- Во время планирования разбили работу на 2 этапа. Первое- составление КТП (долгосрочное планирование), в которое были включены цели обучения, которые равны результату, диагностика, включены технологии ТРКМ, ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ, КСО, что позволяет учителя видоизменять урок в онлайн-режиме.
- С этого года в планирование урока в обязательном порядке вводится направление «Мәнгілік ел», которое мы вносим в раздел урока-запланированные ценности (доброта, взаимовыручка, любовь, патриотизм, уважение).
- Языковая цель включает несколько направлений:
- -Развитие 4 навыков (говорение, слушание, аудирование, письмо)
- Для каждой группы навыков используем глаголы.
- - Основные термины и словосочетания (включаем новые слова и выражения, которые используем на уроке)
- - Полиязычение (используем слова, словосочетания, пословицы , поговорки , ребусы на казахском, русском и английском языках)
- Используемый язык на уроке делится на две категории
-
- Побуждающий Подводящий
- (выкапывать проблемы) ( цепь вопросов)
-
- Вопросы, используемые на уроке:
- -высокого порядка Каким образом…? Когда…? Почему…?
- -низкого Как …? Что…? Кто…?
- Расмотрим стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия .
- На стадии осмысления мы используем различные приёмы обучения
- Первое - мотивационный момент (круг, приветствие (на разных языках), стихотворное, картинки (рефлексия настроения), эмоциональный настрой, )
- Второе - целеполагание (выход на тему через проблемный вопрос, ребус, загадку, слоговицу; ВЕРНО - НЕВЕРНО, КЛАСТЕР, ИНСЕРТ, ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ, ЗУХ, КОРЗИНА ИДЕЙ, ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ)
- Основываясь на нашем опыте работы, отмечаем более эффективнее приемы на этой стадии: КЛАСТЕР, КОРЗИНА ИДЕЙ, ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ, ЗУХ.
- На стадии осмысления затрагиваем три функции:
- -информационная,
- -систематизационная,
- -мотивационная.
- Используемые приемы на стадии осмысления: «6 П», «Инсерт», «Чтение с остановками», «Сводная таблица», «Линия сравнения», «Фишбом», деловая игра «Нил», работа в группах.
- Применение заданий тестового вида, карточки с дифференцированными заданиями, работа в группах(сменного состава, малых группах, в парах).
- Во время проведения урока на каждом задании используются вопросы:
- -Что мы делали?
- -Как мы делали?
- -Каким образом?
- Постоянно поддерживается связь с жизненными ситуациями, задавая вопросы
- -Где мы можем применить эти знания в жизни?
- На стадии рефлексии используем :
- -рефлексию настроения;
- -рефлексию деятельности;
- -знаниевую рефлексию.
- Данные виды рефлексии проводим в устной форме, на карточках, фиксируем в тетрадях.
- Используем диаграммы, анкеты, опросники, оценочные таблицы, таблицы самооценки.
- Как уже говорилось рефлексия осуществляется на любом этапе урока.
- -Что мы делали?
- -Для чего мы это делали?
- У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза)
- «Изюминка» урока.
- Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.
Одна из самых распространенных структур урока, с использованием АМО (Колба)
- 1. Мотивация и объявление новой темы - 10% времени от общей длительности урока;
- 2. Закрепление (повторение) пройденного - 20% времени от общей длительности урока;
- 3. Изучение нового материала - 50% времени от общей длительности урока;
- 4. Оценивание - 10% времени от общей длительности урока;
- 5. Подведение итогов урока ( дебрифинг , рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока.
Инициация (начало урока, знакомство)
- Методы «Зеленый свет», «Светская беседа», «Новые имена», «Комплименты» -помогают наладить контакт
- Методы «Цепочка», «Приветствие»: участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.
- Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.
- Метод «Первое впечатление»: по ходу перемещений по классу ученики пишут друг у друга на спине на карточках характеристику, краткое описание своего первого впечатления о человеке, что позволяет создать положительную атмосферу мероприятия и позитивного настроя на восприятие темы
- Метод «Познакомься с игрушкой » – создание игровой обстановки на уроке, обеспечивает визуализацию, поднимает интерес у младших школьников
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
- Метод «Ассоциаций » позволяет задействовать образное мышление, память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.
- Метод АМО «Мозаика». На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока.
- Метод «Головоломка » способствует развитию умения выдвигать гипотезы Метод. Развитие умения критически оценивать факты, лежащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной задачи.
- Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, с целью определения темы урока.
- Метод «Иллюстрация »: учитель заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели.
Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
- Методы, «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Лицензия на приобретение знаний», «Море волнуется», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
- Метод «Фруктовый сад» - универсальный метод. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их и можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.
- Метод «Крылья и зубы». Метод «Цветик - семицветик». Метод «Прогноз». Метод «Магический круг».
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
- 1. Методы «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
- 2. .Метод «Спайдерграмма» призвана помочь учащимся систематизировать свои знания по теме. На доске или плакате учитель рисует круг в центре, которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся диктуют слова сами. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.
- 3. Метод «Ульи». Участники разбиваются на группы по 3-6 чел. в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам. С этой целью ученики пишут ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.
- 4. Метод «Инфо-угадайка». Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана в центре которого указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
- Методы «Создай свой круг», «Найди похожих» участники делятся на группы по интересам, а также в соответствии с фразами - утверждениями. Можно предложить «японскую машинку». Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д. Выходят из игры дети, которые не успевают попадать в такт машинке, которая все убыстряет ход. И так, пока не будут сформированы группы
- Метод «Автобусная остановка». Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
- Метод «Радиопередача» Учащимся предлагается представить себя известными исследователями, которые открыли новое животное. В группах учащиеся создают необычное животное из частей тела разных животных, придумывают ему название, далее составляют радиопередачу о новом животном.
- Метод «Выставка плакатов», где идет представление работы малых групп. Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей.
- На данном этапе очень разумно использовать ролевые игры. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
- 1. Метод «Дерево желаний». Учащимся предлагается вновь обратиться к своим яблокам, на которых они писали в начале урока свои ожидания и опасения. Учащиеся снимают те яблоки, на которых ожидания и опасения не сбылись. Если дерево «здоровое» с зелёными яблоками – цели урока достигнуты. Если присутствуют жёлтые яблоки – на уроке получилось не всё.
- 2. Метод «Крылья и зубы». Учитель предлагает ребятам снова обратиться к своим птичкам и крокодилам, где они писали в начале занятия, чего они ждут и чего опасаются. Участники подходят и снимают несбывшиеся страхи и нереализованные ожидания. Учитель анализирует, что получилось. Остались птички – урок прошел хорошо, ожидания ребят оправдались. Остались крокодилы или несколько крокодилов, обсуждается, над чем еще нужно поработать. Учитель еще раз получает психологический портрет группы, что позволит ему корректировать работу с отдельными учащимися.
- 3. Метод «Лестница успеха». На завершающей стадии урока учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей» и приклеивают смайлик там, где считают нужным
- 4. Метод «Слоеный пирог» - самооценка и анализ учебной деятельности учащимися и педагогом. «Слои» пирога могут быть разными в зависимости от вида рефлексии: • рефлексия настроения и эмоционального состояния; • рефлексия деятельности; • рефлексия содержания учебного материала.
- 5. Метод «Светофор». Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.
- 6. Методы «Смайлик», «Вместе мы построим дом», «Наш урожай» позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок.
- 7. Метод «Ресторан» Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте…
- Каждый урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- Но в то же урок – это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один урок - будь то открытый, конкурсный или обычный рабочий урок - позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, позволяет увидеть его методический почерк .
- Комплексное использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам.
литература
- Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобщения». ТОИПКРО 2004г.
- Журналы « Математика в школе».
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».
- Черемисина Л.Д. «Иду на урок». ТОИПКРО. 2005г.
- Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики».ТОИПКРО. 2003г.
- Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
- Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
- Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002
- Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
- Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
- М.М.Поташник, М.В.Левит. Как подготовить и провести открытый урок.-М.:Педагогическое общество России, 2006
- М.М.Поташник "Требования к современному уроку" . - М.:Педагогическое общество России, 2003
- Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru
- http://murzim.ru/nauka/pedagogika
- http://festival.1september.ru
- http://works.tarefer.ru
- http://www.moluch.ru
- http://mariyakuznec.ucoz.ru
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx
- http://cool-lukyanovaov.narod.ru
- http:// www . matn . ru / lib
- http://www.mccme.ru/free-books
- http://www.mathesis.ru
-