Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье ежегодно идут приготовления к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца.
Цель работы : рассказать об истории возникновения праздника, его традициях, проиллюстрировать работами выдающихся русских живописцев.
Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад
Слова звучат: «Мир на земле и счастья всем»
Всякий раз, когда мы перешагиваем
порог Нового года, на душе становится
особенно тепло, потому что через несколько
дней наступит Праздник Рождества! Рождество Христово - удивительное
время, когда сердце наполняется ожиданием
чуда... И это чудо происходит!.. «Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Рождество Христово - это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь. Вы знаете, кто нарисовал первую рождественскую открытку? А зачем в Рождество звонят в колокола, и что символизируют свечи?
имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. Рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку .
В XVII веке Рождественская елка была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. В России Рождественская елка появилась в 1700 году.
Из Рима, от императора пришел приказ - переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра.
В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф. Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя.
Тем временем в Иерусалим прибыли из
какой-то восточной страны волхвы, или
мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели,
как на небе появилась новая необычная звезда
и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.
Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.
Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил. Что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.
Многие поэты и писатели прямо или косвенно обращались к теме Рождества. В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут произведения А.А.Фета «Рождество», И. А. Бунина "Новый год»
Волшебное настроение праздника передают: “Ночь перед Рождеством” Н. В. Гоголя, “Светлана” В. А. Жуковского.
В русской поэзии XX века к евангельской теме обращались Борис Пастернак и Иосиф Бродский.
Иосиф Бродский дал своеобразный обет, и почти каждый год, на протяжении своей поэтической жизни обязательно писал рождественское стихотворение.
Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание.
Рождество Христово. Вишняков И.Я.
1755
Рождество Христово
Репин И.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)
Григорий Гагарин. Рождество Христово
Василий Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847 г. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
Боровиковский В.Л. Рождество Христово
Боровиковский В.Л. Рождество Христово
А. Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа
Григорий Гагарин. Поклонение волхвов
Тихая ночь над полями - ясли, обставленные домашними животными, - в яслях Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья - три великолепных царя, идущих за звездою с дарами - и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела. Старая и никогда не стареющая повесть! Как она привлекательна! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, со всеми радостями его, возвращается в душу таинственное ожидание чего-то. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут восторга! – то хорошее .
- Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994.
- Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем…» // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995
- В.В. Мороз "Большая детская энциклопедия празднования Нового года и Рождества".
- История праздника Рождества. Яков Ушаков
- Рождество Христово. Константин Победоносцев
- http://www. р r а vmir.ru
- Энциклопедия «Кругосвет»