Там, где все думают одинаково,
Никто не думает слишком много…
Уолтер Липпман
ПРИЁМЫ ТРКМ
ШЕСТЬ ШЛЯП
ФИШБОУН
Шесть шляп
Эдвард де Боно
Дата рождения:
Место рождения:
19 мая 1933 года
Гражданство:
Мальта
Великобритания
Род деятельности:
Награды:
Писатель, психолог
Консультант корпораций:
Стипендия Родса
Microsoft, IBM, Ford, Eriksson
Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления
Информация
Чувства и
интуиция
Критика
Проблема
Управление процессом
Креативность
Логический
позитив
Этапы использования приёма:
1. Подготовка к выполнению группового задания
А) постановка познавательной задачи;
Б) инструктаж о последовательности работы;
В) раздача инструктивных карточек.
2.Групповая работа
А) планирование работы в группе;
Б) распределение заданий внутри группы;
В) индивидуальное выполнение задания;
Г) обсуждение внутри группы (индивидуальные результаты, обобщение).
3. Заключительная часть
А) сообщение о результатах работы;
Б) рефлексия;
В) общий вывод.
Л.Н. Толстой. Котёнок.
Друг, нет, нашёл, а, береги, ищи.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Четыре типа использования шляп
- Надеть шляпу.
- Снять шляпу.
Человек уходит от этого типа мышления.
3.Сменить шляпу.
«Переключаем» мышление.
4.Обозначить свое мышление.
Назвать цвет шляпы, чтобы показать, какой тип мышления собираетесь использовать.
Положительное в приёме «Шесть шляп»
Любая предметная область, простота использования
Красочность и увлекательность
Развивает уважение к себе, веру в свои способности
«Шесть шляп мышления»
Эдвард де Боно
Шляпы – ролевой язык
Помогает увидеть проблему с разных точек зрения
Один тип мышления в группе
отрицательное в приёме «Шесть шляп»
Для достижения результата необходимо богатое воображение и терпение
Требует большой психологической отдачи
«Шесть шляп мышления»
Эдвард де Боно
Необходимо больше времени на подготовку ответов
Фишбоун
Кауро Ишикава
Дата рождения:
Место рождения:
1915 год
Гражданство:
Япония, Токио
Япония
Род деятельности:
Награды:
Профессор, специалист в области управления качеством
Премия Деминга
Приём «fishbone» («фишбоун», «рыбий скелет»)
Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов .
Применение приёма
1. Индивидуальный путь
2. Парная или групповая работа
Положительное в приёме «Фишбоун»
Позволяет описать и попытаться решить круг проблем
Развивает умение постановки проблемы
Учит обосновывать свои предположения
«Фишбоун»
Кауро Ишикава
Применяется в индивидуальной и групповой работе
Яркий образ показывает взаимосвязь причин и фактов
отрицательное в приёме «Фишбоун»
Необходим предварительный поиск причин
Сложность при определении степени влияния причин
«Фишбоун»
Кауро Ишикава
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть учителем.
Конфуций