Конфликты в системах «ученик – учитель», «учитель – учитель»
Содержание работы психолога
Актуальность темы проекта
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии.
Цель проекта : определение специфики конфликтов между учителями и учениками и систематизация путей их профилактики и разрешения
Задачи:
В ходе анализа научно-психологической литературы уточнить понятие конфликта;
Рассмотреть особенности протекания конфликтов в системах «ученик – учитель»,«учитель – учитель»;
Сформировать пакет диагностических методик по исследованию конфликтности;
Разработать систему работы психолога с педагогами, с учениками;
Создать методическую копилку психолога для работы по профилактике конфликтов.
Универсальная понятийная схема описания конфликта
- Сущность конфликта.
- Классификация конфликтов.
- Структура конфликта.
- Функции конфликта.
- Генезис конфликта.
- Эволюция конфликта .
- Динамика конфликта.
- Системно-информационное описание конфликтов.
- Предупреждение конфликтов.
- Завершение конфликтов.
- Исследование и диагностика конфликтов.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Схема линий противоречий в системе образования
Конфликты в школе
Система
«Учитель – Ученик»
Система
«Учитель - Учитель»
Специфика конфликтов в системе «ученик - учитель»
Классификация конфликтов в системе «ученик - учитель»
3
1
2
Конфликты действия
Конфликты поведения
Конфликты отношения
«Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).
13
Конфликты действия и поведения связаны с непринятием учениками школьных правил и своих обязанностей. Психолог в сотрудничестве с учителем может напоминать о необходимости выполнения правил учениками.
Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы
«учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.
Специфика конфликтов в системе «учитель – учитель»
Частота в конфликтов в системах
- администрация — учитель — 35,5%;
- администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
- конфликт между учителями-предметниками — 15%;
- молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
- учитель — ученик — 24,8% ;
- учитель — родитель — 14,3% .
Конфликты системе «учитель – учитель»
Между рядовыми Между учителем и
учителями администрацией
Причины конфликтов между педагогами
2
1
3
Высокий уровень
взаимосвязи
в педагогической деятельности
Социально – экономическое давление окружающей среды
Преимущественно
женский состав
педагогического коллектива
Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет навыки неконфликтного разрешения проблем психолог может ускорить процесс накопления опыта учителем, занимаясь просвещением педагогов.
Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой. Психолог не может оставить без внимания работу с администрацией школы(ненавязчиво).
Психолог может снизить социально – экономическое давление окружающей среды, снизить конфликтность, расширяя пространственные границы мировосприятия человека.
Гипотеза:
Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.
Пакет диагностических методик
- МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей.
- Тест. «Оцените уровень конфликтности».
- Тест К. Томаса «Определение стиля поведения
в конфликтной ситуации»
4. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)
Темы для консультирования педагогов
- Как снизить конфликтогенность общения.
- Оптимальная манера общения.
- Психология конструктивной дискуссии и спора.
- Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
- Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом.
- Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения.
- Технология решения учителем проблем школьной дисциплины.
Тренинги и семинары
- Семинар – практикум «Конфликт и пути его разрешения».
- Тренинги цикла «Учитель – Класс».
- Тренинги цикла «Учитель – Ученик».
- Профилактика стресса.
Памятки
- Памятка для учителя по профилактике конфликтов.
- Памятка директору школы по профилактике конфликтов.
- Как помогать ученикам вносить свой вклад в групповые отношения.
- Как помогать ученикам почувствовать свою коммуникативную компетентность.
- Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
- Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудач.
- Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть и месть
- Избегание напряжённости в общении с властными и мстительными учениками.
Работа психолога с учениками
- Классный час «Дверь в человеческие отношения открывается на себя».
- Урок – тренинг «Как разрешать конфликтные ситуации».
- Занятие «Профилактика конфликтов».
- Цикл классных часов «Зачем нужны правила в школе?»
- Тренинги общения.
Вывод : представленный творческий проект поможет психологу в сотрудничестве с педагогическим коллективом образовательного учреждения разработать содержание работы по профилактике конфликтов в системах «учитель – ученик», «учитель – учитель»
Литература:
- Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Анцупов А.Я.
— М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003.
2. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. — М., 1997.
3. Как научить детей сотрудничать?. К.Фопель. – М.:Генезис., 1999.
4. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Овчарова Р.В.- Курган, 2006.