СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-проект "Конфликты в школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация -проект для педагогов,психологов на тему: "Конфликты в системах "ученик-учитель","учитель-учитель." Профилактика конфликтов способствует повышению качества учебного процесса. Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.Цель проекта:  определение специфики конфликтов между учителями и учениками и систематизация путей их профилактики и разрешения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация-проект "Конфликты в школе"»

Конфликты в системах  «ученик – учитель»,  «учитель – учитель» Содержание работы психолога

Конфликты в системах «ученик – учитель», «учитель – учитель»

Содержание работы психолога

Актуальность темы проекта

Актуальность темы проекта

Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии.

Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии.

 Цель проекта :  определение специфики конфликтов между учителями и учениками и систематизация путей их профилактики и разрешения

Цель проекта :  определение специфики конфликтов между учителями и учениками и систематизация путей их профилактики и разрешения

Задачи: В ходе анализа научно-психологической литературы уточнить понятие конфликта; Рассмотреть особенности протекания конфликтов в системах «ученик – учитель»,«учитель – учитель»; Сформировать пакет диагностических методик по исследованию конфликтности; Разработать систему работы психолога с педагогами, с учениками; Создать методическую копилку психолога для работы по профилактике конфликтов.

Задачи:

В ходе анализа научно-психологической литературы уточнить понятие конфликта;

Рассмотреть особенности протекания конфликтов в системах «ученик – учитель»,«учитель – учитель»;

Сформировать пакет диагностических методик по исследованию конфликтности;

Разработать систему работы психолога с педагогами, с учениками;

Создать методическую копилку психолога для работы по профилактике конфликтов.

Универсальная понятийная схема описания конфликта Сущность конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Функции конфликта. Генезис конфликта. Эволюция конфликта . Динамика конфликта. Системно-информационное описание конфликтов. Предупреждение конфликтов. Завершение конфликтов. Исследование и диагностика конфликтов.

Универсальная понятийная схема описания конфликта

  • Сущность конфликта.
  • Классификация конфликтов.
  • Структура конфликта.
  • Функции конфликта.
  • Генезис конфликта.
  • Эволюция конфликта .
  • Динамика конфликта.
  • Системно-информационное описание конфликтов.
  • Предупреждение конфликтов.
  • Завершение конфликтов.
  • Исследование и диагностика конфликтов.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Схема линий противоречий в системе образования

Схема линий противоречий в системе образования

Конфликты в школе Система  «Учитель – Ученик» Система «Учитель - Учитель»

Конфликты в школе

Система

«Учитель – Ученик»

Система

«Учитель - Учитель»

Специфика конфликтов в системе  «ученик - учитель»

Специфика конфликтов в системе «ученик - учитель»

Классификация конфликтов в системе  «ученик - учитель» 3 1 2 Конфликты действия Конфликты поведения Конфликты отношения

Классификация конфликтов в системе «ученик - учитель»

3

1

2

Конфликты действия

Конфликты поведения

Конфликты отношения

«Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором). 13

«Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).

13

Конфликты действия и поведения связаны с непринятием учениками школьных правил и своих обязанностей. Психолог в сотрудничестве с учителем может напоминать о необходимости выполнения правил учениками.

Конфликты действия и поведения связаны с непринятием учениками школьных правил и своих обязанностей. Психолог в сотрудничестве с учителем может напоминать о необходимости выполнения правил учениками.

Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы «учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.

Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы

«учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.

Специфика конфликтов в системе «учитель – учитель»

Специфика конфликтов в системе «учитель – учитель»

Частота в конфликтов в системах администрация — учитель — 35,5%; администрация — обслуживающий персонал — 7,5%; конфликт между учителями-предметниками — 15%; молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%; учитель — ученик — 24,8% ; учитель — родитель — 14,3% .

Частота в конфликтов в системах

  • администрация — учитель — 35,5%;
  • администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
  • конфликт между учителями-предметниками — 15%;
  • молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
  • учитель — ученик — 24,8% ;
  • учитель — родитель — 14,3% .
Конфликты системе  «учитель – учитель»   Между рядовыми Между учителем и  учителями администрацией

Конфликты системе «учитель – учитель»

Между рядовыми Между учителем и

учителями администрацией

Причины конфликтов между педагогами 2 1 3 Высокий уровень взаимосвязи в педагогической деятельности Социально – экономическое давление окружающей среды Преимущественно женский состав педагогического коллектива

Причины конфликтов между педагогами

2

1

3

Высокий уровень

взаимосвязи

в педагогической деятельности

Социально – экономическое давление окружающей среды

Преимущественно

женский состав

педагогического коллектива

Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет навыки неконфликтного разрешения проблем психолог может ускорить процесс накопления опыта учителем, занимаясь просвещением педагогов.

Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет навыки неконфликтного разрешения проблем психолог может ускорить процесс накопления опыта учителем, занимаясь просвещением педагогов.

Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой. Психолог не может оставить без внимания работу с администрацией школы(ненавязчиво).

Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой. Психолог не может оставить без внимания работу с администрацией школы(ненавязчиво).

Психолог может снизить социально – экономическое давление окружающей среды, снизить конфликтность, расширяя пространственные границы мировосприятия человека.

Психолог может снизить социально – экономическое давление окружающей среды, снизить конфликтность, расширяя пространственные границы мировосприятия человека.

Гипотеза: Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.

Гипотеза:

Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.

Пакет диагностических методик МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей. Тест. «Оцените уровень конфликтности». Тест К. Томаса «Определение стиля поведения  в конфликтной ситуации» 4. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Пакет диагностических методик

  • МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей.
  • Тест. «Оцените уровень конфликтности».
  • Тест К. Томаса «Определение стиля поведения

в конфликтной ситуации»

4. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Темы для консультирования педагогов Как снизить конфликтогенность общения. Оптимальная манера общения. Психология конструктивной дискуссии и спора. Я – концепция, продуктивность и образ ученика. Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом. Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения. Технология решения учителем проблем школьной дисциплины.

Темы для консультирования педагогов

  • Как снизить конфликтогенность общения.
  • Оптимальная манера общения.
  • Психология конструктивной дискуссии и спора.
  • Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
  • Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом.
  • Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения.
  • Технология решения учителем проблем школьной дисциплины.

Тренинги и семинары Семинар – практикум «Конфликт и пути его разрешения». Тренинги цикла «Учитель – Класс». Тренинги цикла «Учитель – Ученик». Профилактика стресса.

Тренинги и семинары

  • Семинар – практикум «Конфликт и пути его разрешения».
  • Тренинги цикла «Учитель – Класс».
  • Тренинги цикла «Учитель – Ученик».
  • Профилактика стресса.
Памятки Памятка для учителя по профилактике конфликтов. Памятка директору школы по профилактике конфликтов. Как помогать ученикам вносить свой вклад в групповые отношения. Как помогать ученикам почувствовать свою коммуникативную компетентность. Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудач. Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть и месть Избегание напряжённости в общении с властными и мстительными учениками.

Памятки

  • Памятка для учителя по профилактике конфликтов.
  • Памятка директору школы по профилактике конфликтов.
  • Как помогать ученикам вносить свой вклад в групповые отношения.
  • Как помогать ученикам почувствовать свою коммуникативную компетентность.
  • Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
  • Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудач.
  • Мера экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть и месть
  • Избегание напряжённости в общении с властными и мстительными учениками.

Работа психолога с учениками Классный час «Дверь в человеческие отношения открывается на себя». Урок – тренинг «Как разрешать конфликтные ситуации». Занятие «Профилактика конфликтов». Цикл классных часов «Зачем нужны правила в школе?» Тренинги общения.

Работа психолога с учениками

  • Классный час «Дверь в человеческие отношения открывается на себя».
  • Урок – тренинг «Как разрешать конфликтные ситуации».
  • Занятие «Профилактика конфликтов».
  • Цикл классных часов «Зачем нужны правила в школе?»
  • Тренинги общения.
Вывод : представленный творческий проект поможет психологу в сотрудничестве с педагогическим коллективом образовательного учреждения разработать содержание работы по профилактике конфликтов в системах «учитель – ученик», «учитель – учитель»

Вывод : представленный творческий проект поможет психологу в сотрудничестве с педагогическим коллективом образовательного учреждения разработать содержание работы по профилактике конфликтов в системах «учитель – ученик», «учитель – учитель»

Литература:   Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Анцупов А.Я. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. 2. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. — М., 1997. 3. Как научить детей сотрудничать?. К.Фопель. – М.:Генезис., 1999. 4. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Овчарова Р.В.- Курган, 2006.

Литература:

  • Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Анцупов А.Я.

— М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003.

2. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. — М., 1997.

3. Как научить детей сотрудничать?. К.Фопель. – М.:Генезис., 1999.

4. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Овчарова Р.В.- Курган, 2006.