Проект:«Третий час физкультуры, как оздоровительный» (программа «Корригирующая гимнастика»)
Владимир Сергеевич Милюсин
учитель физической культуры
МОУ «Оболенская СОШ»
Серпуховского
муниципального района
Московской области
п. ОБОЛЕНСК 2016
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
1. Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
2. Формирование представления о значении физических упражнений для организма человека.
3.Знакомство с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
4.Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
5. Активизация взаимодействия с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Цель: сформировать мотивацию у обучающихся на сохранение и укрепление своего здоровья посредством соблюдения двигательного режима, занятия физкультурой, совершенствования умений и навыков в основных видах движений. обеспечение их гармоничного развития. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья у младших школьников посредством корригирующей гимнастики.
Актуальность темы
- Школьный период – это время интенсивного развития организма, чутко реагирующего на факторы, влияющие на уровень здоровья детей.
- Отклонения в состоянии здоровья школьников:
- нарушение осанки,
- зрения,
- возникновения плоскостопия,
- повышения артериального давления,
- накопление избыточной массы тела,
- различные заболевания сердечно–сосудистой, дыхательных систем,
- нарушения обмена веществ и т.д.
ВРАЧЕБНАЯ СТАТИСТИКА
- Для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям
Задачи третьего урока физической культуры (по программе «Корригирующая гимнастика»)
- снятие напряжения и утомления;
- увеличение двигательного опыта;
- повышение объема
- двигательной активности;
- формирование навыков самостоятельных
- занятий физическими упражнениями.
Основные направления третьего часа физической культуры
- Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей.
- Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой по физической культуре (в том числе и национальных видов).
- Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования.
Варианты проведения третьего урока физкультуры
- лёгкая атлетика;
- корригирующая гимнастика;
- плавание;
- хореография; ритмика;
- фитнес;
- спортивные и бальные танцы;
- национальные виды спорта;
- аквааэробика;
- подвижные игры (национальные спортивные игры и командные эстафетные игры);
- фитболгимнастика;
- адаптивная физкультура и т.д.,
Почему корригирующая гимнастика?
- Несмотря на увеличение количества часов выделенных на уроки физкультуры и некоторые успехи в охране здоровья детства, на сегодняшний день имеет место значительное распространение среди них различных хронических заболеваний и отклонений. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Чрезмерное увлечение компьютерами и гаджетами также оказывает своё негативное влияние. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, возникновения плоскостопия, повышения артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно–сосудистой, дыхательных систем, нарушения обмена веществ и т.д.
Почему корригирующая гимнастика
- В настоящее время усиленно развивается оздоровление детей непосредственно в образовательных учреждениях: организовываются кабинеты лечебной физкультуры (ЛФК), кабинеты корригирующей гимнастики, стоматологические кабинеты.
- Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика. Одна из разновидностей лечебной гимнастики – корригирующая гимнастика. Корригирующая гимнастика проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. В школе это период обучения в начальных классах.
Условия для проведения третьего оздоровительного урока физкультуры
- наличие педагогических кадров;
- наличие рабочей программы;
- наличие помещений и оборудования
Оздоровительное направление «Корригирующая гимнастика».
- Почему начальные классы?
- Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений, коррекции и исправления осанки и деформаций стопы.
Особенность третьего оздоровительного урока в 1-4 классах
- знакомство с основными понятиями физической культуры личности ;
- овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера;
- укрепление здоровья детей и подростков;
- развитие физических, моральных и волевых качеств; воспитание организационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков;
- улучшение обмена веществ;
- укрепление нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем;
- формирование и коррекция правильной осанки.
Непременное условие наших занятий на третьем оздоровительном часе физкультуры
- Качественное разнообразие движений.
- Виды мышечной деятельности сбалансированные в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма.
- Применение нестандартных приемов, современных методик и различных оздоровительных систем.
- Регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки.
Различные подходы и методы для определения нагрузки:
- визуальное наблюдение за манерой поведения учеников на уроке и их внешними признаками облика;
- – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов, интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники физических упражнений, осанка, поведение и т.д
- метод пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений,
Оборудование и инвентарь кабинета оздоровительной гимнастики
- Музыкальный центр,
- гимнастические палки,
- скакалки, обручи, гантели,
- гимнастические ролики,
- диски здоровья,
- тренажеры,
- фитболы, набивные мячи,
- шведские стенки,
- детский спортивный комплекс;
- массажные коврики,
- коврики для фитнеса, маты и др.
Выполнение упражнений
Выполнение упражнений
Результаты анкетирования учащихся
- Мотивы побуждающие к занятиям «Корригирующей гимнастикой»
Мониторинг
УСЛОВИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОМА
Организация и методы исследования.
- 1.Сформулировать цель и задачи исследования, подобрать и апробировать методы исследования.
- 2.Антропометрия.
- 3.Психологическое тестирование.
- 4. Разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-10 лет на основе упражнений корригирующего характера
- 5.Педагогические наблюдения.
- 6.Педагогический эксперимент.
- 7. Тестирование.
- 7.Анкетирование.
Показатели физической подготовленности детей
в начале педагогического эксперимента
№
1
Тесты
п/п
Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине
экспер. группа
2
(кол-во раз)
3
контр.группа
х 1 1
3,7 0,20
Бег 120 м (с)
х 1 1
3,8 0,63
Приседания за 10 с
4
39,6 0,878
(кол-во раз)
38,5 0,678
5
4,2 0,547
0,5
Челночный бег 10 м х 3 (с)
0,05
4,1 0,637
Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами
6
24,5 0,396
1,3
(м)
0,2
7
25,0 0,455
5,8 0,40
0,05
Комплекс координационных упражнений (балл)
5,3 0,58
0.05
Выкрут в плечевых суставах (см)
7,6 0, 325
1,6
53,4 0,35
0.05
7,9 0,143
1,2
0,05
53,1 0,48
1,0
0,8
0,05
Результаты заключительного этапа
педагогического тестирования детей
№
п/п
Тесты
1
экспер. группа
2
Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине
х 1 1
Бег 120 м (с)
(кол-во раз)
5,1 0,202
3
контр.группа
4,8 0,135
х 1 1
35,1 0,838
Приседания за 10 с
4
1,5
36,5 0,185
(кол-во раз)
6,3 0,378
Челночный бег 10 м х 3 (с)
5
5,5 0,689
0,05
1,75
Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами
6
20,5 0,472
2,6
0,05
7
Комплекс координационных упражнений (балл)
7,8 0,831
22,1 0,803
(м)
0,05
3,4
Выкрут в плечевых суставах (см)
6,7 0,667
9,4 0, 355
8,6 0,531
1,3
0,01
49,0 0,636
2,2
51,3 0,785
0,05
3,6
0,05
0,01
Показатели экспериментальной и контрольных групп по результатам тестирования
Анкетирование родителей
Место физического воспитания в семье
ВЫВОД:
- Проводимые исследования подтверждают наличие прямой зависимости физического развития, уровня физической подготовленности и улучшение здоровья детей у учеников младшего школьного возраста, от увеличения их физической активности за счёт введения третьего оздоровительного часа физкультуры по программе «Корригирующая гимнастика».
- В начальных классах образовательных учреждений, при наличие условий (согласно Стандарту), выбирать содержание третьего урока физической культуры по оздоровительному направлению, в соответствии с результатами диагностики уровня физического развития школьников, с учетом интереса родителей.
- Упражнения оздоровительной гимнастики при практическом применении положительно влияют на здоровье учащихся и следовательно на школьную успеваемость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Литература.
- 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889
- 2. “Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы” (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ “Просвещение”, 2014 г.).
- 3. Программа “Физическое развитие и психическое здоровье детей 1-4 классов” (д.п.н. 3. А.В. Родионов, к.п.н. В.А. Родионов, 2009 г.).
- 4. Бочкарев В.Ф., Балашова В.Ф. «Оздоровительные виды гимнастики».
- 5.Авторские программы с оздоровительной направленностью А. И. Кокорина и Н. И. Аракелян./ журнал «Здоровье детей» №21 2008г.
- 6. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. - 164 с.
- 7. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
- 8. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С.В.Хрущев. – М.: «Медицина», 1977. – 216 с.
- 9. Аветисян, Л.P. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. - № 1. - С.48-49
- 10. Милюсин В.С. Дипломная работа: «Варианты организации и проведения третьего урока по физической культуре» АСОУ Кафедра Человековедения и физической культуры 2014г -80с