СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта по литературе 9 класс "Говорящие фамилии в русской литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация ученического проекта по литературе 9 класс "Говорящие фамилии в русской литературе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта по литературе 9 класс "Говорящие фамилии в русской литературе"»

Проект на тему:  «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы» Выполнила ученица 9 «А» класса МБОУ Верхнеднепровской СОШ №3 Валуева Ирина

Проект на тему: «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы»

Выполнила ученица 9 «А» класса

МБОУ Верхнеднепровской СОШ №3

Валуева Ирина

ВИЗИТКА Учебный предмет, в рамках которого  проводится  работа  по  проекту ,- литература Класс : 9

ВИЗИТКА

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту ,- литература

Класс : 9 "А" 

Количество учеников : 1 

Время работы над проектом : 3 месяца 

Режим работы : внеурочная деятельность 

Проект : "Говорящие фамилии в произведениях русской литературы" 

Вид проекта : исследовательский 

Продукт : защита проекта на экзамене по литературе 

Цель : Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души" 

Этапы работы над проектом

  • Выбор темы проекта
  • Обоснование цели, задачи, актуальности проекта
  • Составление плана проекта
  • Сбор информации
  • Анализ полученной информации
  • Оформление проекта
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ Знакомство с материалами литературоведов по данной теме Изучение актуальности «говорящих» фамилий в современном мире ПРАКТИЧЕСКИЙ «Погружение» в текст, исследование текстов произведений МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Сбор материалов по теме Выделение главного и второстепенного Создание презентации Оформление проекта

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

  • Знакомство с материалами литературоведов по данной теме
  • Изучение актуальности «говорящих» фамилий в современном мире

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • «Погружение» в текст, исследование текстов произведений

МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  • Сбор материалов по теме
  • Выделение главного и второстепенного
  • Создание презентации
  • Оформление проекта
ГИПОТЕЗА Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения. МАТЕРИАЛ  И  ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ – произведения русской литературы ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – говорящие фамилии в произведениях русской литературы

ГИПОТЕЗА

Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ – произведения русской литературы

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – говорящие фамилии в произведениях русской литературы

ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Тема  моего  проекта : «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы». Выбор этой темы обусловлен большим интересом к говорящим фамилией и их актуальностью в настоящее время. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. Проектный  продукт : Реферат, презентация. Цель : Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин

ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Тема моего проекта : «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы».

Выбор этой темы обусловлен большим интересом к говорящим фамилией и их актуальностью в настоящее время. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.

Проектный продукт : Реферат, презентация.

Цель : Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"

План моей работы :

  • Выбрала тему проекта.
  • Прочитала произведения "Недоросль", "Горе от ума", "Мёртвые души"
  • Проанализировала использование и значение говорящих имён в каждом произведении
  • Воспользовалась интернет ресурсами.
  • Выполнила основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной мной
  • Подвела итоги, исходившие из произведений.
  • Выполнила презентацию
  • Сделала вывод
ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы.  ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность моего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер.

ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность моего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер.

«НЕДОРОСЛЬ» Простаков – простак, глупец. Безвольный и слабый человек.  Госпожа Простакова Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Митрофан – с греч. означает

«НЕДОРОСЛЬ»

Простаков – простак, глупец.

Безвольный и слабый человек.

Госпожа Простакова

Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность.

Митрофан – с греч. означает "похожий на свою мать". 

Скотинин – скотиноподобный, скотолюбивый.

Стародум -

Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость.

Милон - милый молодой человек.

Софья - по-гречески означает «мудрость».

Разумная и добрая девушка.

«ГОРЕ ОТ УМА» Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»  Молчалин – от «молчать». Прислушивается к мнению света, выслуживается перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»

«ГОРЕ ОТ УМА»

Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» 

Молчалин – от «молчать». Прислушивается к мнению света, выслуживается перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»

Чацкий – от «чад» (нездоровая, разлагающаяся обстановка). Просвещённый герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.  Скалозуб – от «скалить зубы», остряк. Репетилов – от фр. «repeto» – повторять . Не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе.

Чацкий – от «чад» (нездоровая, разлагающаяся обстановка). Просвещённый герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания. 

Скалозуб – от «скалить зубы», остряк.

Репетилов – от фр. «repeto» – повторять . Не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе.

Графиня  Хрюмина – от «хрюшка», «свинья». Князь  Тугоуховский – от «тугое ухо», ничего не слышит. Графиня  Хлестова – от «хлёсткий»

Графиня Хрюмина – от «хрюшка», «свинья».

Князь Тугоуховский – от «тугое ухо», ничего не слышит.

Графиня Хлестова – от «хлёсткий»

«МЁРТВЫЕ ДУШИ» Ноздрёв — от  «ноздряк» (человек, имеющий большие, бросающиеся в глаза ноздри). Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя являет ся его наглость и скандальность.  Коробочка — «практичная», хозяйственная, но бережливая и мелочная помещица. Одним словом, дубинноголовая. Манилов - от

«МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Ноздрёв — от  «ноздряк» (человек, имеющий большие, бросающиеся в глаза ноздри). Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя являет ся его наглость и скандальность. 

Коробочка — «практичная», хозяйственная, но бережливая и мелочная помещица. Одним словом, дубинноголовая.

Манилов - от "манить", "манящий".

То есть Манилов - сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности.

Плюшкин — «сплюснутый», потерявший первоначальную форму. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.  Собакевич – фамилия, подчёркивающая животное начало героя. Смысл жизни состоит в насыщении желудка.

Плюшкин — «сплюснутый», потерявший первоначальную форму. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. 

Собакевич – фамилия, подчёркивающая животное начало героя. Смысл жизни состоит в насыщении желудка.

ВЫВОД   В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование

ВЫВОД

  В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении. 

  Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы. 

  Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения. 

  Считаю, что мой проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!