Проект на тему: «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы»
Выполнила ученица 9 «А» класса
МБОУ Верхнеднепровской СОШ №3
Валуева Ирина
ВИЗИТКА
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту ,- литература
Класс : 9 "А"
Количество учеников : 1
Время работы над проектом : 3 месяца
Режим работы : внеурочная деятельность
Проект : "Говорящие фамилии в произведениях русской литературы"
Вид проекта : исследовательский
Продукт : защита проекта на экзамене по литературе
Цель : Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
Этапы работы над проектом :
- Выбор темы проекта
- Обоснование цели, задачи, актуальности проекта
- Составление плана проекта
- Сбор информации
- Анализ полученной информации
- Оформление проекта
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
- Знакомство с материалами литературоведов по данной теме
- Изучение актуальности «говорящих» фамилий в современном мире
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- «Погружение» в текст, исследование текстов произведений
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
- Сбор материалов по теме
- Выделение главного и второстепенного
- Создание презентации
- Оформление проекта
ГИПОТЕЗА
Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ – произведения русской литературы
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – говорящие фамилии в произведениях русской литературы
ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Тема моего проекта : «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы».
Выбор этой темы обусловлен большим интересом к говорящим фамилией и их актуальностью в настоящее время. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.
Проектный продукт : Реферат, презентация.
Цель : Рассмотреть использование и раскрыть значение говорящих фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин "Недоросль", А. С. Грибоедов "Горе от ума", Н. В. Гоголь "Мёртвые души"
План моей работы :
- Выбрала тему проекта.
- Прочитала произведения "Недоросль", "Горе от ума", "Мёртвые души"
- Проанализировала использование и значение говорящих имён в каждом произведении
- Воспользовалась интернет ресурсами.
- Выполнила основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной мной
- Подвела итоги, исходившие из произведений.
- Выполнила презентацию
- Сделала вывод
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ — Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность моего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер.
«НЕДОРОСЛЬ»
Простаков – простак, глупец.
Безвольный и слабый человек.
Госпожа Простакова
Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность.
Митрофан – с греч. означает "похожий на свою мать".
Скотинин – скотиноподобный, скотолюбивый.
Стародум - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость.
Милон - милый молодой человек.
Софья - по-гречески означает «мудрость».
Разумная и добрая девушка.
«ГОРЕ ОТ УМА»
Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин – от «молчать». Прислушивается к мнению света, выслуживается перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»
Чацкий – от «чад» (нездоровая, разлагающаяся обстановка). Просвещённый герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.
Скалозуб – от «скалить зубы», остряк.
Репетилов – от фр. «repeto» – повторять . Не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе.
Графиня Хрюмина – от «хрюшка», «свинья».
Князь Тугоуховский – от «тугое ухо», ничего не слышит.
Графиня Хлестова – от «хлёсткий»
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Ноздрёв — от «ноздряк» (человек, имеющий большие, бросающиеся в глаза ноздри). Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя являет ся его наглость и скандальность.
Коробочка — «практичная», хозяйственная, но бережливая и мелочная помещица. Одним словом, дубинноголовая.
Манилов - от "манить", "манящий".
То есть Манилов - сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности.
Плюшкин — «сплюснутый», потерявший первоначальную форму. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Собакевич – фамилия, подчёркивающая животное начало героя. Смысл жизни состоит в насыщении желудка.
ВЫВОД
В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Считаю, что мой проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.