Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала « Роль математики в педиатрии»
Автор: Котова Ю.Ю,
преподаватель,
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
Введение
Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается.
Введение
Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д.
Проект
Чтобы убедиться в том, что математика является неотъемлемой частью педиатрии, студенты третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» совместно с преподавателем математики создали исследовательский проект под названием «Роль математики в педиатрии» и публично защитили его перед студентами первого курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»
Цель проекта:
- раскрыть роль математики в педиатрии.
Задачи проекта:
Образовательная:
- организовать исследовательскую деятельность студентов;
- повторить и обобщить материал по теме;
- углубить, актуализировать новые знания;
- научить применять полученные знания;
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
Задачи проекта:
Образовательная:
- провести защиту проекта в виде публичного выступления студентов третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» перед студентами первого курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж».
Задачи проекта:
Развивающая:
- показать студентам первого курса медицинских образовательных учреждений СПО, что математика играет огромную роль в изучении важнейшего раздела медицины «Педиатрия»;
- показать, как решаются задачи в педиатрии при помощи математических методов;
- формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное;
Задачи проекта:
Развивающая:
- развивать логику, наблюдательность, коммуникативные умения;
- развивать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, делать выводы, анализировать информацию.
Задачи проекта:
Воспитательная:
- прививать умения и навыки коллективного труда;
- воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
- формировать умение отстаивать собственную позицию, оценивать ответы своих товарищей.
Задачи проекта:
Здоровьесберегающая:
- создать атмосферу доброжелательности;
- менять виды деятельности;
- проводить занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.
Организационная форма:
- практическое занятие - 90 минут.
Форма работы:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- индивидуальная.
Тип урока:
- повторительно-обобщительный;
- комбинированный.
Вид нетрадиционного урока:
- проблемный;
- проектная деятельность.
Методы работы:
- погружение в профессиональную деятельность;
- частично-поисковый.
Оснащение:
Средства обучения:
- учебники;
- учебно-методические пособия;
- таблицы;
- схемы;
- алгоритмы деятельности.
Оснащение:
Технические средства обучения (оборудование):
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Ход работы:
- пригласить студентов первого курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» на публичную защиту проекта студентами третьего курса;
- провести дискуссию со студентами первого курса по вопросам «Роль математики в педиатрии»;
- показать, как решать задачи в области педиатрии;
- проанализировать ответы;
- выяснить, убедили ли организаторы проекта студентов первых курсов, что математика важна как в педиатрии, так и в остальных разделах медицины;
- подвести итоги проекта.
Вступление.
Будущий медицинский специалист среднего звена в своей работе обязательно встретится с такими понятиями как: объем и в чем он измеряется, чему равен один грамм, что такое процент, как составить пропорцию, что такое концентрация и т.д., то есть те самые понятия, которые изучаются в математике.
Основная часть. Математические вычисления в педиатрии просто необходимы для правильного развития ребенка.
С помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать каждому родителю:
- измерение роста, веса ребенка;
- расчет продуктов для приготовление еды младенцу;
- дозировка лекарственных средств в домашних условиях;
- измерение температуры воды при купании ребенка;
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача № 1:
Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с массой 3.500, а на третьи сутки его масса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.
Решение:
Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200гр. составляет от 3.500 гр. Берем 3.500 за 100%, а 200 за х%. Составляем пропорцию:
(200*100)/3500=5,7.
Ответ: потеря веса составила 5,7 %
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №2:
Ребёнок в возрасте 2 месяцев имеет массу тела 4.000. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.
Решение:
В первую четверть года ребёнок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую – 115ккал/кг, в третью – 110ккал/кг, в четвёртую – 105ккал/кг. Суточный объём пищи равен (4кг*120ккал)*1000мл /700ккал = 685мл.
Ответ:685 мл.
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №3:
Определить количество мочи, выделяемой за сутки ребенком 7 лет.
Решение:
Для определения количества мочи, выделяемой за сутки ребенком, можно воспользоваться формулой:
600+100(n-1),
где 600 – количество мочи в мл, выделяемой ребенком 1 года за сутки, 100 – ежегодная прибавка, n- число лет жизни ребенка.
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №4:
Ребенок родился весом 3900. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Решение: Увеличение массы тела ребёнка за каждый месяц первого года жизни:
Вес ребенка в 6 месяцев:
m=3900+600+2*800+750+700+650= 8200г.
Продолжение решение задачи №4:
Массу тела ребенка до 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле:
m=10+2n,
где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Вес ребенка в 6 лет: m=10+2*6=22кг
Продолжение решения задачи № 4:
Массу тела ребенка после 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле: m=30+4(n-10),
где 30 – средний вес ребенка в 10 лет,
4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Вес ребенка в 12 лет: m=30+4*(12-10)= 38 кг
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №5:
Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)?
Решение:
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет : в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5 см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.
Продолжение решение задачи №5:
Рост ребенка после года можно вычислить по формуле:
p=75 + (5*n) см,
где n- число лет ребенка, 5 –средняя прибавка роста за один год жизни, 75- рост годовалого ребенка.
Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3*3+2*2,5= 65 см.
Рост ребенка в 5 лет: 75+6*5=105 см.
Заключение
Данный проект разработан и реализован в сентябре 2014 года в ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж». Студентам третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» удалось достичь поставленной цели. Ребята рассказали первокурсникам ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» о значимости предмета математика в педиатрии, но и наглядно показали, как применять математические методы при решении задач.
Список используемой литературы:
1.Здоровый ребенок: Учебник/В.Д.Тульчинская.-Изд.4-е, стер.- Ростов н/Д:Феникс,2009.-347с.
2. Юрьев В.В., Сихамодский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М.. Рост и развитие ребенка./Под ред. В.В. Юрьева,3-е изд-Спб:Питер, 2007.-272с.-(серия «Краткий справочник»)
3.Сестринское дело в педиатрии:практикум/Под ред.Р.Ф.Морозовой.-Изд.8-е, стер.-Ростов н/Д:Феникс, 2011.-381с.