СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое метод проектов? Основные виды проектов на уроках истории и обществознания. Роль учителя в работе над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.»

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 3 г. Мирный Аносова О. А.

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 3 г. Мирный

Аносова О. А.

Метод проектов  — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
  • Метод проектов  — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
  • Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект  — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
  • Учебный проект  — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта Проект — это «пять «П»: Проблема  (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование  (планирование деятельности). Поиск информации  (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт  (изготовление, оформление продукта). Презентация  (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ). Шестое «П» проекта  — его  Портфолио ( все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое).

Структура учебного проекта

  • Проект — это «пять «П»:
  • Проблема  (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  • Проектирование  (планирование деятельности).
  • Поиск информации  (сбор, систематизация, структурирование информации).
  • Продукт  (изготовление, оформление продукта).
  • Презентация  (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
  • Шестое «П» проекта  — его  Портфолио ( все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое).
Стадии работы над проектом подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов;  представление или отчет;  оценка результатов и процесса.

Стадии работы над проектом

  • подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
  • оформление результатов и выводов;
  • представление или отчет;
  • оценка результатов и процесса.
Организация работы над проектом    1. Подготовительный - планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Организация работы над проектом

1. Подготовительный - планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Организация работы над проектом    2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Организация работы над проектом

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Организация работы над проектом   3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): 1.систематизация полученных данных; 2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Организация работы над проектом

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

1.систематизация полученных данных;

2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Организация работы над проектом   4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.). осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Организация работы над проектом

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Виды проектов:   1. Классификация проектов по количеству участников Индивидуальные Парные Групповые 2. Классификация проектов по доминирующей деятельности Исследовательский Информационный Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, погружение в эпоху – урок-суд, повседневная жизнь в эпоху «оттепели», «застоя», «перестройки» и т.д.) Творческий (получение конкретного результата деятельности – разработать туристический маршрут «Путешествие по городу…»; макетный образец крепости)  Практико-ориентированный

Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности

  • Исследовательский
  • Информационный
  • Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, погружение в эпоху – урок-суд, повседневная жизнь в эпоху «оттепели», «застоя», «перестройки» и т.д.)
  • Творческий (получение конкретного результата деятельности – разработать туристический маршрут «Путешествие по городу…»; макетный образец крепости)
  • Практико-ориентированный
Виды проектов:    3. Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты  могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты  требуют выделения 4-6 уроков. Среднесрочные проекты  выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Долгосрочные проекты  могут выполняться в течение года.

Виды проектов:

3. Классификация проектов по продолжительности

  • Мини-проекты  могут укладываться в один урок.
  • Краткосрочные проекты  требуют выделения 4-6 уроков.
  • Среднесрочные проекты  выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности.
  • Долгосрочные проекты  могут выполняться в течение года.
Виды проектов:   4. Классификация проектов по комплексности (по предметно-содержательной области) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Надпредметные (социальные) проекты.

Виды проектов:

4. Классификация проектов по комплексности

  • (по предметно-содержательной области)
  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
  • Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
  • Надпредметные (социальные) проекты.
               Примерные результаты проектной деятельности по истории и обществознанию   сравнительно-сопоставительный анализ; сценарий; праздник; костюм; видеофильм; видеоклип; социальная реклама; стенгазета; разработанный маршрут экскурсии; театрализация; справочник; учебный web-сайт; путеводитель и др. данные социологического опроса; бизнес-план ( «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательско11 класс й деятельности»); электронное учебное пособие; рукописный учебник истории; исторический журнал; законопроект («Законотворческая инициатива»); ролевая игра; письмо в…прошлое (письмо участнику Вов); статья; мультимедийный продукт; игра;

Примерные результаты проектной деятельности по истории и обществознанию

  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • сценарий;
  • праздник;
  • костюм;
  • видеофильм;
  • видеоклип;
  • социальная реклама;
  • стенгазета;
  • разработанный маршрут экскурсии;
  • театрализация;
  • справочник;
  • учебный web-сайт;
  • путеводитель и др.
  • данные социологического опроса;
  • бизнес-план ( «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательско11 класс й деятельности»);
  • электронное учебное пособие;
  • рукописный учебник истории;
  • исторический журнал;
  • законопроект («Законотворческая инициатива»);
  • ролевая игра;
  • письмо в…прошлое (письмо участнику Вов);
  • статья;
  • мультимедийный продукт;
  • игра;
Роль учителя в проектной деятельности   Учитель берет на себя тьютерские функции: разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы; является консультантом на всех этапах проектной деятельности; инициирует появление и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках; предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель берет на себя тьютерские функции:

  • разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
  • является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
  • инициирует появление и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;
  • предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
Роль учителя в проектной деятельности   помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;  «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); учитель - координатор всего группового процесса;  является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Роль учителя в проектной деятельности

  • помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
  • «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
  • учитель - координатор всего группового процесса;
  • является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Примеры проектов. История 5 класс - «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы. В 5-6-х класс - прикладной проект «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.

Примеры проектов. История

  • 5 класс - «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы.
  • В 5-6-х класс - прикладной проект «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
Примеры проектов. История  6 класс - мини-проекты и краткосрочные исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу». 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д. 9 класс - «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.».

Примеры проектов. История

  • 6 класс - мини-проекты и краткосрочные исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу».
  • 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д.
  • 9 класс - «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.».
Примеры проектов. Обществознание  5-е классы - проекты «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты», «Мои увлечения».  6-7 классы - проекты «Полезные дела в группе», «Я в этом мире», «Учимся защищать свои права». 8-9 классы - «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания», «Институт президентства в РФ», «Деловой портрет современного работника», «Права и свободы человека и гражданина».

Примеры проектов. Обществознание

5-е классы - проекты «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты», «Мои увлечения».

6-7 классы - проекты «Полезные дела в группе», «Я в этом мире», «Учимся защищать свои права».

8-9 классы - «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания», «Институт президентства в РФ», «Деловой портрет современного работника», «Права и свободы человека и гражданина».

Примеры проектов групповая форма проекта: 10 класс, тема «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею; индивидуальная форма   проекта : работа с документами - «Законотворческая инициатива»; коллективная форма  проекта : урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности», «Листая страницы Великой Победы».

Примеры проектов

  • групповая форма проекта: 10 класс, тема «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
  • индивидуальная форма   проекта : работа с документами - «Законотворческая инициатива»;
  • коллективная форма проекта : урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности», «Листая страницы Великой Победы».
Роль проектов в учебном процессе: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности и самостоятельность; ориентирует обучающихся на самостоятельную деятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;  он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Роль проектов в учебном процессе:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • ориентирует обучающихся на самостоятельную деятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Проект «Полезные дела» 6 класс

Проект «Полезные дела» 6 класс

Библиографический список:   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2005 Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007

Библиографический список:

  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2005
  • Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!