Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 3 г. Мирный
Аносова О. А.
- Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
- Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
- Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
- Проект — это «пять «П»:
- Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
- Проектирование (планирование деятельности).
- Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
- Продукт (изготовление, оформление продукта).
- Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
- Шестое «П» проекта — его Портфолио ( все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое).
Стадии работы над проектом
- подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
- оформление результатов и выводов;
- представление или отчет;
- оценка результатов и процесса.
Организация работы над проектом
1. Подготовительный - планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Организация работы над проектом
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Организация работы над проектом
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
1.систематизация полученных данных;
2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Организация работы над проектом
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Виды проектов:
1. Классификация проектов по количеству участников
- Индивидуальные
- Парные
- Групповые
2. Классификация проектов по доминирующей деятельности
- Исследовательский
- Информационный
- Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, погружение в эпоху – урок-суд, повседневная жизнь в эпоху «оттепели», «застоя», «перестройки» и т.д.)
- Творческий (получение конкретного результата деятельности – разработать туристический маршрут «Путешествие по городу…»; макетный образец крепости)
- Практико-ориентированный
Виды проектов:
3. Классификация проектов по продолжительности
- Мини-проекты могут укладываться в один урок.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
- Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности.
- Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года.
Виды проектов:
4. Классификация проектов по комплексности
- (по предметно-содержательной области)
- Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
- Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
- Надпредметные (социальные) проекты.
Примерные результаты проектной деятельности по истории и обществознанию
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- сценарий;
- праздник;
- костюм;
- видеофильм;
- видеоклип;
- социальная реклама;
- стенгазета;
- разработанный маршрут экскурсии;
- театрализация;
- справочник;
- учебный web-сайт;
- путеводитель и др.
- данные социологического опроса;
- бизнес-план ( «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательско11 класс й деятельности»);
- электронное учебное пособие;
- рукописный учебник истории;
- исторический журнал;
- законопроект («Законотворческая инициатива»);
- ролевая игра;
- письмо в…прошлое (письмо участнику Вов);
- статья;
- мультимедийный продукт;
- игра;
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель берет на себя тьютерские функции:
- разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- инициирует появление и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
Роль учителя в проектной деятельности
- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
- учитель - координатор всего группового процесса;
- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Примеры проектов. История
- 5 класс - «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы.
- В 5-6-х класс - прикладной проект «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
Примеры проектов. История
- 6 класс - мини-проекты и краткосрочные исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу».
- 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д.
- 9 класс - «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.».
Примеры проектов. Обществознание
5-е классы - проекты «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты», «Мои увлечения».
6-7 классы - проекты «Полезные дела в группе», «Я в этом мире», «Учимся защищать свои права».
8-9 классы - «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания», «Институт президентства в РФ», «Деловой портрет современного работника», «Права и свободы человека и гражданина».
Примеры проектов
- групповая форма проекта: 10 класс, тема «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
- индивидуальная форма проекта : работа с документами - «Законотворческая инициатива»;
- коллективная форма проекта : урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности», «Листая страницы Великой Победы».
Роль проектов в учебном процессе:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- ориентирует обучающихся на самостоятельную деятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Проект «Полезные дела» 6 класс
Библиографический список:
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2005
- Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007