Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Методический семинар на тему:
«Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Автор: учитель истории и обществознания
Чижова Елена Николаевна
Цель методического семинара: представление педагогического опыта использования технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Актуальность выбранной педагогической технологии . Современные условия развития общества требуют изменения обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ученика его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувство личной ответственности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому одним из направлений в своей работе считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий
ПРОБЛЕМЫ
- Отсутствие мотивации к изучению предмета из-за неумения использования полученной информации
- Сложность для восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.
идея
- Использование педагогической технологии такой как «метод проектов», который поможет решить проблемы, встающие перед учителем, а также повысить мотивацию школьников к изучению предмета.
Метод проектов разработан во 2-ой пол. XIX в. в США. Родоначальники метода - Дж. Дьюи
Применение данной технологии способствует
Обогащению личного опыта школьника
Формированию самоопределения
самостоятельности, самоутверждения
Повышению самооценки
Совершенствованию навыков работы с информацией
Развитиию организаторских творческих и исследовательский способностей
Разностороннему и углубленному изучению темы
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Формируемые УУД в ходе реализации проектной деятельности
- Целеполагание, включая постановку целей; Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале; Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Уметь самостоятельно контролировать свое время; Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умения принимать решения в проблемной ситуации ; Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
- Целеполагание, включая постановку целей;
- Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале;
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Уметь самостоятельно контролировать свое время;
- Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
- Умения принимать решения в проблемной ситуации ;
- Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
- Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; Освоение основ социально-критического мышления; Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями; Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании; Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности; Формирование познавательного мотива; Умение конструктивно разрешать конфликты и споры; Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
- Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
- Освоение основ социально-критического мышления;
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями;
- Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании;
- Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности;
- Формирование познавательного мотива;
- Умение конструктивно разрешать конфликты и споры;
- Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Личностные
- Ставить проблему и аргументировать ее актуальность; Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное; Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме; Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний); Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
- Ставить проблему и аргументировать ее актуальность;
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;
- Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное;
- Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме;
- Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний);
- Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
- Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей; Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности; Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
- Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров;
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей;
- Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности;
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
Этапы реализации проекта
Завершающий
Технологический
Подготовительный
- Общественная презентация проекта Рефлексия
- Общественная презентация проекта
- Рефлексия
- Поисковый Обобщающий
- Поисковый
- Обобщающий
- Информационный Плановый
- Информационный
- Плановый
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Презентация проектов.
8. Коллективное обсуждение. Рефлексия. Выводы.
1. Информационный этап
- Начало исследовательского проекта;
- Формирование мотивации;
- Проведение социологического опроса;
- Выявление проблемы.
Знакомство учеников с сущностью проекта осуществляется с помощью приема «Круглый стол»:
- Собрать информацию по данной теме;
- Изучить ресурсные возможности по выполнению заданий;
- Изучить полученный материал;
- Самостоятельно выбрать форму своей авторской работы (презентация, буклет, доклад);
- Представить свою работу перед аудиторией;
- Распространить собранный материал среди учащихся школы.
Учитель как руководитель проекта организует обсуждение, в результате которого определяется план работы. Предлагаю универсальные вопросы для организации проектной деятельности:
- Что вам уже известно по теме?
- Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
- Какие способы поиска информации вы знаете?
- Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?
- В какие организации можно обратиться за консультацией?
- Какие документы могут содержать нужную информацию? Где их можно найти?
Вопросы для организации работы:
- Какие исследования требуют больше времени?
- Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Учащиеся составляют список необходимых ресурсов и источников их получения:
- Литература школьной библиотеки;
- Поселковая библиотеки;
- Интернет-ресурсы (карты, картины);
- Дистанционное посещение музеев.
2. Плановый этап
- Определение программного обеспечения выполнения проекта
Определение способов представления результатов
3. Поисковый этап
- Сбор информации (наблюдение, опрос, работа с Интернет-ресурсами, работа с литературой, помощь родителей);
- Отбор источников информации ( краеведческая литература, карты, документы, картины и т.д.);
- Анализ полученных материалов;
- Систематизация материалов.
- Фиксация и обсуждение полученных результатов;
- Обработка информации;
- Корректируется и уточняется структура работы;
- Предварительная проверка учителем.
5. Общественная презентация проекта
Для представления результатов проекта проводится занятие в форме урока-конференции или в форме презентации. Учащиеся представляют свои работы по следующему плану:
- Называют тему исследования;
- Зачитывают цели и задачи, использованные источники;
- Обосновывают выбранную форму работу;
- Раскрывают основное содержание работы;
- Отвечают на вопросы одноклассников;
- Делают выводы и самооценку своей работы.
6. Рефлексия
По завершении проекта учащимся предлагается провести рефлексию в форме «Продолжи фразу»:
- В ходе реализации проекта я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Меня удивило…
вывод
- В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества.
- Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Спасибо за внимание