СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя методы организации проектной деятельности по истории и обществознанию для школьников

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

    Методический семинар на тему: «Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»        Автор: учитель истории и обществознания Чижова Елена Николаевна   

Методический семинар на тему:

«Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Автор: учитель истории и обществознания

Чижова Елена Николаевна

 

Цель методического семинара: представление педагогического опыта использования технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания. Актуальность выбранной педагогической технологии . Современные условия развития общества требуют изменения обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ученика его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувство личной ответственности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому одним из направлений в своей работе считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий

Цель методического семинара: представление педагогического опыта использования технологии проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

Актуальность выбранной педагогической технологии . Современные условия развития общества требуют изменения обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ученика его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувство личной ответственности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому одним из направлений в своей работе считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий

ПРОБЛЕМЫ Отсутствие мотивации к изучению предмета из-за неумения использования полученной информации Сложность для восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.

ПРОБЛЕМЫ

  • Отсутствие мотивации к изучению предмета из-за неумения использования полученной информации
  • Сложность для восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.
идея Использование педагогической технологии такой как «метод проектов», который поможет решить проблемы, встающие перед учителем, а также повысить мотивацию школьников к изучению предмета.

идея

  • Использование педагогической технологии такой как «метод проектов», который поможет решить проблемы, встающие перед учителем, а также повысить мотивацию школьников к изучению предмета.
Метод проектов разработан во 2-ой пол. XIX в. в США. Родоначальники метода - Дж. Дьюи  

Метод проектов разработан во 2-ой пол. XIX в. в США. Родоначальники метода - Дж. Дьюи  

Применение данной технологии способствует Обогащению личного опыта школьника Формированию самоопределения  самостоятельности, самоутверждения Повышению самооценки Совершенствованию навыков работы с информацией Развитиию организаторских творческих и исследовательский способностей Разностороннему и углубленному изучению темы

Применение данной технологии способствует

Обогащению личного опыта школьника

Формированию самоопределения

самостоятельности, самоутверждения

Повышению самооценки

Совершенствованию навыков работы с информацией

Развитиию организаторских творческих и исследовательский способностей

Разностороннему и углубленному изучению темы

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Формируемые УУД в ходе реализации проектной деятельности

  • Целеполагание, включая постановку целей; Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале; Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Уметь самостоятельно контролировать свое время; Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умения принимать решения в проблемной ситуации ; Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
  • Целеполагание, включая постановку целей;
  • Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. На основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале;
  • Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Уметь самостоятельно контролировать свое время;
  • Основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
  • Умения принимать решения в проблемной ситуации ;
  • Умения правильно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
  • Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; Освоение основ социально-критического мышления; Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями; Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании; Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности; Формирование познавательного мотива; Умение конструктивно разрешать конфликты и споры; Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
  • Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
  • Освоение основ социально-критического мышления;
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление связи между общественными и политическими событиями;
  • Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном познании;
  • Реализация потребности в участии в общественной жизни, общественно полезной деятельности;
  • Формирование познавательного мотива;
  • Умение конструктивно разрешать конфликты и споры;
  • Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Личностные

  • Ставить проблему и аргументировать ее актуальность; Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное; Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме; Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний); Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
  • Ставить проблему и аргументировать ее актуальность;
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • Давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;
  • Структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное;
  • Самостоятельно проводить исследование по выбранной теме;
  • Делать умозаключения и выводы на основе аргументации (оценка личности, результаты народных восстаний);
  • Умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений (поход за зипунами, прелестные грамоты).
  • Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей; Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности; Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
  • Учитывать мнения других и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • Использовать адекватные речевые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей;
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности;
  • Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.
Этапы реализации проекта Завершающий Технологический Подготовительный Общественная презентация проекта Рефлексия Общественная презентация проекта Рефлексия Поисковый Обобщающий Поисковый Обобщающий Информационный Плановый Информационный Плановый 1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.   2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики. 3. Распределение задач по группам, поиск информации. 4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы. 5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. 6. Промежуточное обсуждение полученных данных. 7. Презентация проектов. 8. Коллективное обсуждение. Рефлексия. Выводы.

Этапы реализации проекта

Завершающий

Технологический

Подготовительный

  • Общественная презентация проекта Рефлексия
  • Общественная презентация проекта
  • Рефлексия
  • Поисковый Обобщающий
  • Поисковый
  • Обобщающий
  • Информационный Плановый
  • Информационный
  • Плановый

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.  

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточное обсуждение полученных данных.

7. Презентация проектов.

8. Коллективное обсуждение. Рефлексия. Выводы.

1. Информационный этап Начало исследовательского проекта; Формирование мотивации; Проведение социологического опроса; Выявление проблемы. Знакомство учеников с сущностью проекта осуществляется с помощью приема «Круглый стол»: Собрать информацию по данной теме; Изучить ресурсные возможности по выполнению заданий; Изучить полученный материал; Самостоятельно выбрать форму своей авторской работы (презентация, буклет, доклад); Представить свою работу перед аудиторией; Распространить собранный материал среди учащихся школы.

1. Информационный этап

  • Начало исследовательского проекта;
  • Формирование мотивации;
  • Проведение социологического опроса;
  • Выявление проблемы.

Знакомство учеников с сущностью проекта осуществляется с помощью приема «Круглый стол»:

  • Собрать информацию по данной теме;
  • Изучить ресурсные возможности по выполнению заданий;
  • Изучить полученный материал;
  • Самостоятельно выбрать форму своей авторской работы (презентация, буклет, доклад);
  • Представить свою работу перед аудиторией;
  • Распространить собранный материал среди учащихся школы.
Учитель как руководитель проекта организует обсуждение, в результате которого определяется план работы.  Предлагаю универсальные вопросы для организации проектной деятельности: Что вам уже известно по теме? Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме? Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом? Какие способы поиска информации вы знаете? Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие документы могут содержать нужную информацию? Где их можно найти? Вопросы для организации работы: Какие исследования требуют больше времени? Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Где будет проводиться работа? В какие сроки? Учащиеся составляют список необходимых ресурсов и источников их получения: Литература школьной библиотеки; Поселковая библиотеки; Интернет-ресурсы (карты, картины); Дистанционное посещение музеев.

Учитель как руководитель проекта организует обсуждение, в результате которого определяется план работы. Предлагаю универсальные вопросы для организации проектной деятельности:

  • Что вам уже известно по теме?
  • Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
  • Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
  • Какие способы поиска информации вы знаете?
  • Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?
  • В какие организации можно обратиться за консультацией?
  • Какие документы могут содержать нужную информацию? Где их можно найти?

Вопросы для организации работы:

  • Какие исследования требуют больше времени?
  • Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Учащиеся составляют список необходимых ресурсов и источников их получения:

  • Литература школьной библиотеки;
  • Поселковая библиотеки;
  • Интернет-ресурсы (карты, картины);
  • Дистанционное посещение музеев.
2. Плановый этап Определение программного обеспечения выполнения проекта Определение способов представления результатов

2. Плановый этап

  • Определение программного обеспечения выполнения проекта

Определение способов представления результатов

3. Поисковый этап Сбор информации (наблюдение, опрос, работа с Интернет-ресурсами, работа с литературой, помощь родителей); Отбор источников информации ( краеведческая литература, карты, документы, картины и т.д.); Анализ полученных материалов; Систематизация материалов. Обобщающий этап Фиксация и обсуждение полученных результатов; Обработка информации; Корректируется и уточняется структура работы; Предварительная проверка учителем.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации (наблюдение, опрос, работа с Интернет-ресурсами, работа с литературой, помощь родителей);
  • Отбор источников информации ( краеведческая литература, карты, документы, картины и т.д.);
  • Анализ полученных материалов;
  • Систематизация материалов.
  • Обобщающий этап
  • Фиксация и обсуждение полученных результатов;
  • Обработка информации;
  • Корректируется и уточняется структура работы;
  • Предварительная проверка учителем.
5. Общественная презентация проекта Для представления результатов проекта проводится занятие в форме урока-конференции или в форме презентации. Учащиеся представляют свои работы по следующему плану: Называют тему исследования; Зачитывают цели и задачи, использованные источники; Обосновывают выбранную форму работу; Раскрывают основное содержание работы; Отвечают на вопросы одноклассников; Делают выводы и самооценку своей работы.

5. Общественная презентация проекта

Для представления результатов проекта проводится занятие в форме урока-конференции или в форме презентации. Учащиеся представляют свои работы по следующему плану:

  • Называют тему исследования;
  • Зачитывают цели и задачи, использованные источники;
  • Обосновывают выбранную форму работу;
  • Раскрывают основное содержание работы;
  • Отвечают на вопросы одноклассников;
  • Делают выводы и самооценку своей работы.
6. Рефлексия По завершении проекта учащимся предлагается провести рефлексию в форме «Продолжи фразу»: В ходе реализации проекта я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Меня удивило…

6. Рефлексия

По завершении проекта учащимся предлагается провести рефлексию в форме «Продолжи фразу»:

  • В ходе реализации проекта я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
вывод В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества.

вывод

  • В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.    Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
  • Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.    Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!