СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация работа с одарёнными детьми на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация работа с одарёнными детьми на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Презентация работа с одарёнными детьми на уроках истории»

Работа  с одаренными детьми  на уроках истории Хомченко В.Н.

Работа с одаренными детьми на уроках истории

Хомченко В.Н.

Актуальность    Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .

Актуальность

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .

Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях:   1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.  2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются.  3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума.  4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях:

1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.

2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются. 3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума. 4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.

Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».

   СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.  Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!

Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников.  Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий. Занятый исключительно своими делами. Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках

  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий.
  • Занятый исключительно своими делами.
  • Быстро, “на лету” схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

  Качества, чаще всего характеризующие  одарённых детей  Неровно успевающий.  Выбивающийся из общего темпа.  Странный в поведении, непонятный.  Занятый своими делами (индивидуалист).  Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного.  Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.  Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая

одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Талантливым детям свойственны следующие черты:  • Сильно развитое чувство справедливости.  • Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.  • Не могут четко развести реальность и фантазию.  • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока  «не по зубам».  • Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий.

Талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости.

Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. • Не могут четко развести реальность и фантазию. • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

Одаренные дети постоянно пытаются

решать проблемы, которые им пока

«не по зубам».

Преувеличенные страхи, поскольку

одаренные дети способны вообразить

множество опасных последствий.

Портрет одаренного ребенка 1 . Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.  

Портрет одаренного ребенка

1 . Проявляет любопытство ко многим вещам,

постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на

вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво,

энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

Все одарённые учатся легко и быстро !  (стереотип особенно распространён в учительской среде).  Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.

Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов

Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей.

Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.

Музыкальная одарённость Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет  В.А. Моцарт – в 3 года Ф. Шуберт - в 11 лет К.М. Вебер – в 12 лет

Музыкальная одарённость

Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет

В.А. Моцарт – в 3 года

Ф. Шуберт - в 11 лет

К.М. Вебер – в 12 лет

Математическая одарённость  в 20 лет  Б.Паскаль  Г.В.Лейбниц  И.Ньютон

Математическая одарённость

в 20 лет

Б.Паскаль Г.В.Лейбниц И.Ньютон

Цель работы с одарёнными детьми: Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Цель работы с одарёнными детьми:

  • Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи Создание условий для инновационного развития учащихся и учителей школы с целью успешной организации учебного процесса. Совершенствование форм и приемов работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей. Обобщение опыта начальной школы по работе с мотивированными учащимися с целью повышения результативности их обучения.

Задачи

  • Создание условий для инновационного развития учащихся и учителей школы с целью успешной организации учебного процесса.
  • Совершенствование форм и приемов работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
  • Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
  • Обобщение опыта начальной школы по работе с мотивированными учащимися с целью повышения результативности их обучения.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»   выявление одаренных обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса; создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»

  • выявление одаренных обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;  разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»   1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да,  б) нет, они и так хороши,  в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень. 2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?  а) да,  б) нет,  в) в некоторых случаях. 3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?  а) да,  б) да при благоприятных обстоятельствах,  в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?  а) да, наверняка,  б) это маловероятно,  в) возможно.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

б) нет, они и так хороши,

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да,

б) нет,

в) в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да,

б) да при благоприятных обстоятельствах,

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

а) да, наверняка,

б) это маловероятно,

в) возможно.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?  а) да,  б) часто думаю, что сумею,  в) да, часто. 6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?  а) да, это меня привлекает,  б) нет, меня это не привлекает,  в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?  а) да,  б) удовлетворяюсь тем, что есть,  в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

а) да,

б) часто думаю, что сумею,

в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает,

б) нет, меня это не привлекает,

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

а) да,

б) удовлетворяюсь тем, что есть,

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?  а) да,  б) нет, достаточно знаний передового опыта,  в) нет. 9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..  а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,  б) махнете рукой на затею,  в) продолжаете делать свое дело. 10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?  а) да,  б) не совсем легко,  в) болезненно. 11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?  а) не всегда,  б) при хорошем настроении,  в) в основном стараюсь это делать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

а) да,

б) нет, достаточно знаний передового опыта,

в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

б) махнете рукой на затею,

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) да,

б) не совсем легко,

в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

а) не всегда,

б) при хорошем настроении,

в) в основном стараюсь это делать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?  а) да, конечно,  б) запоминаю только то, что интересно,  в) всегда вспомнить не могу. 13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?  а) да, без затруднений,  б) в некоторых случаях,  в) нет. 14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?  а) уклоняетесь от ответа,  б) тактично переносите ответ на другое время,  в) пытаетесь отвечать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

а) да, конечно,

б) запоминаю только то, что интересно,

в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений,

б) в некоторых случаях,

в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

а) уклоняетесь от ответа,

б) тактично переносите ответ на другое время,

в) пытаетесь отвечать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..  а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,  б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,  в) измените свое мнение, если давление будет мощным.   16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы  а) средний,  б) достаточный,  в) оригинальный. 17. Во время отдыха Вы предпочитаете….  а) решать проблемы связанные с работой,  б) прочитать интересную книгу по проблеме,  в) погрузиться в мир любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….  а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,  б) Вы более или менее довольны,  в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

  16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

а) средний,

б) достаточный,

в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

а) решать проблемы связанные с работой,

б) прочитать интересную книгу по проблеме,

в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….

а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,

б) Вы более или менее довольны,

в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Анкета «Определение склонностей педагога  к работе с одарёнными детьми»  Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:  «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты: 49 и более баллов . Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 24 до 48 баллов . У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2.

Результаты:

  • 49 и более баллов . Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
  • От 24 до 48 баллов . У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
  • 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Требования к личности учителя, работающего  с одарёнными учащимися: нравственность желание работать нестандартно мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися увлечённость своим делом знание психологии одарённых учащихся поисковая активность любознательность знание всех областей человеческой жизни эрудированность

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

нравственность

желание работать нестандартно

мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

увлечённость своим делом

знание психологии одарённых учащихся

поисковая активность

любознательность

знание всех областей человеческой жизни

эрудированность

Функции учителя:  носитель  информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Ученик : субъект учебной деятельности. Проблемно-поисковый подход в обучении  — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Функции учителя:

носитель информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

Ученик :

субъект учебной деятельности.

Проблемно-поисковый подход в обучении

это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Принципы работы с одаренными детьми принцип развивающего обучения; принцип дифференциации и индивидуализации обучения; принцип учета возрастных возможностей; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, научное общество; принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для творческой работы учащихся

Принципы работы с одаренными детьми

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
  • принцип учета возрастных возможностей;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, научное общество;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для творческой работы учащихся
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся.

Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся.

Особенности развития и обучения одаренных детей на разных этапах обучения Начальная школа (1-4 кл.) При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам. Средняя ступень (5 – 8 кл.) Расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам. Старшая ступень (9-11 кл.) Акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Основную роль регулярного внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют УНИО, кружки и т.д .

Особенности развития и обучения одаренных детей на разных этапах обучения

Начальная школа (1-4 кл.)

При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (5 – 8 кл.)

Расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам.

Старшая ступень (9-11 кл.)

Акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам.

Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы.

Основную роль регулярного внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют УНИО, кружки и т.д .

Организация учебного процесса: а) создание в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;  б) вычленение противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;  в) формулирование задач творческого типа, вытекающих из этой проблемы. Формы реализации:  групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Организация учебного процесса:

а) создание в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленение противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) формулирование задач творческого типа, вытекающих из этой проблемы.

Формы реализации:

групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы работы с одаренными детьми  - Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; - Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; - Участие в школьных и районных, районных и всероссийских олимпиадах по предметам; - Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; - Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; - Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); - Создание детских портфолио.  

Формы работы с одаренными детьми

- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- Участие в школьных и районных, районных и всероссийских олимпиадах по предметам;

- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

- Создание детских портфолио.

 

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: Что нового об … вы узнали сегодня на уроке? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя.

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности.

На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.).

Вопросы нужно ставить в обобщённой форме:

  • Что нового об … вы узнали сегодня на уроке?

Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя.

Знания не даются в готовом виде.  Широко используем: блоки, составление схем, составление слов, творческое письмо, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

Знания не даются в готовом виде.

Широко используем:

  • блоки,
  • составление схем,
  • составление слов,
  • творческое письмо,
  • несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Задания на развитие мышления Например: Распределите данные слова по группам. Найдите «третий лишний» . Задания на развитие воображения Например: Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской. Нарисуйте портрет героя. Составьте маршрутный лист «Путь странствий…» Задания на развитие памяти Диктант по датам.  Диктант по определениям. Задания на развитие внимания  например Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль. Задания на развитие познавательной сферы Например: Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

Задания на развитие мышления

Например:

Распределите данные слова по группам.

Найдите «третий лишний» .

Задания на развитие воображения

Например:

Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

Нарисуйте портрет героя.

Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

Диктант по датам.

Диктант по определениям.

Задания на развитие внимания

например

Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль.

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

Одной из часто используемых нами технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями.

Одной из часто используемых нами технологий является игровая технология.

Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями.

Виды внеклассной работы:     Участие в конкурсах.  Предметные недели. Школьный интеллектуальный марафон. «Старт в науку», «День в науку». «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся. Предметные олимпиады. Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.  Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, иллюстраций, кроссвордов.

Виды внеклассной работы:

  • Участие в конкурсах.
  • Предметные недели.
  • Школьный интеллектуальный марафон.
  • «Старт в науку», «День в науку».
  • «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся.
  • Предметные олимпиады.
  • Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
  • Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, иллюстраций, кроссвордов.

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Камю А. Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.  Горький М. Ч еловек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант. Гёте И. Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию.  Леонардо да Винчи  Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него. Свифт Д.

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

Камю А.

Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.

Горький М.

Ч еловек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

Гёте И.

Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию.

Леонардо да Винчи

Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.

Свифт Д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!