Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
МБОУ «Бородинская СОШ »
Учитель начальных классов Смирнова Н.М.
Цель внеурочной деятельности:
С оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка .
«Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…» В. А. Сухомлинский.
Общекультурное развитие и воспитание предполагает внеурочную деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству.
В данном направлении предусматривается работа кружков
« Волшебная мастерская»
декоративно-прикладное искусство
« Танцевальная ритмика».
Программы кружков направлены на формирование художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части жизни каждого человека.
Волшебная мастерская
Декоративно-прикладное искусство
Программа кружка направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к истинной человечности и многообразию окружающего мира.
Направления программы
Пластилинография
Бумагопластика
Аппликация
Изготовление кукол и игрушек
Основной целью каждого блока является:
овладение начальными трудовыми навыками и умениями, опытом по созданию полезных вещей для человека и общества.
Работы для изготовления были выбраны в порядке от простого к более сложному.
Занятия в кружке декоративно – прикладного искусства играет существенную роль в творческом развитии ребёнка, в его эстетическом и трудовом воспитании.
Они отвечают духовным запросам и интересам ребёнка, удовлетворяют его тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствую гармоничному развитию.
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Основная форма проведения занятий – групповая
Общение ребят друг с другом под руководством учителя дает возможность коллективной деятельности, в результате чего появляется интерес к творчеству.
Использование комбинированного вида занятий позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, так как включенность в процесс способствует повышению интереса к занятиям.
В процессе декоративно-прикладной деятельности происходит наработка личного опыта учащихся.
Дети учатся
- соблюдать необходимые правила техники безопасности,
- планировать порядок действий, необходимых для её достижения,
- умению видеть и исправлять ошибки,
- умению работать в парах и группах,
- адекватно оценивать результаты своего труда,
- радоваться успехам сверстников, делиться своими знаниями и умениями.
Все дети, без исключения — талантливы!
Взяв в руки пластилин или ножницы, сделав первые поделки, ребёнок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может сам создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными.
Он становятся участником, увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых вещей.
Успехи в декоративно – прикладном искусстве рождает у детей уверенность в своих силах.
Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Наиболее наглядное представление о результатах работы, дают участия в школьных конкурсах и различных тематических выставках.
Такие выставки формируют художественный вкус, несут познавательную и эстетическую нагрузку, при обсуждении работ.
Возможность работать с разными материалами, создавая игрушки, сувениры, открытки позволяет ребёнку развивать воображение, фантазию, умение находить в окружающей природе необходимый материал для своего изделия. Вместе с тем, учит бережному и грамотному отношению к окружающему миру, а так же мотивирует ребёнка создавать праздничное настроение для близких, друзей, старшего поколения своими руками.
Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, частичку своей души, и, главное желание сделать хорошо и красиво.
Танцевальная ритмика
Программа кружка позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, предполагает освоение азов ритмики и танца, исполнение детских бальных и народных танцев, воспитание в учениках чувство к прекрасному (посредством хореографической пластики), чувства дружбы и коллективизма, развитие художественного вкуса.
Разделы программы:
- Развитие актерского мастерства
Танец является естественной формой вовлечения учащихся в творчество.
Большая сила эмоционального и нравственного воздействия музыки при переживании ее в движении обеспечивает гармоничное развитие ребенка. В дружественном союзе танца и музыки зарождаются творческие способности.
Чудесный мир танца раскроет индивидуальность каждого ребенка, проявит его одаренность
На занятиях танцевальной ритмикой, дети овладевают двигательными навыками и умениями, приобретают опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивают внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ.
Чтобы передать выразительность танцевальных образов дети должны запоминать не только сами движения и их последовательность, но и активизировать воображение, наблюдательность, творческие возможности, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать гармоничное развитие личности.
Принцип реализации данной программы – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам. Результатом работы в этом направлении являются выступления учащихся на праздниках школы и села.
Развитие творческих способностей
младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.