Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО
И.В.Зенчик
МОУ «Котикская СОШ»
«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман
Актуальность
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятелности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников.
Цель работы педагогов начального уровня обучения - сформировать адекватную самооценку обучающихся , а педагогам, работающим по ООП ООО - развивать и совершенствовать умение школьника оценивать себя, свои возможности и способности как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств .
Стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
- Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
- Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Ретроспективная - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Это оценка уже выполненной работы.
Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях; являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?
Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников (по Воронцову А.Б.)
1 класс
Ретроспективная
2 - 4 классы
Ретроспективная
II полугодие 4
- 5 – 6 классы
Ретроспективная
Рефлексивная
Рефлексивная
Прогностическая оценка
Прогностическая оценка
На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
Ретроспективная самооценка
Приём «Линейка»
- «Линейка» - отрезок, разделенный на высокий,
средний и нижний уровни.
- Предварительная работа- выбор критерия, по
которому оценивается данная работа
Оценки совпали: Оценки не совпали:
Прогностическая самооценка
- это оценка предстоящей работы. Она труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности школьников к оцениванию себя.
Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.
Прогностическая оценка
Оценочные листы
- Формируется прогностическая оценка: оценочный лист
- В первой графе учитель или ученик записывает те умения, уровень сформированности которых проверяет работа.
- Во второй столбик ученик записывает номера заданий, соответствующие тем умениям, которые помогут ему выполнить данный вид работы.
- Третья графа –для прогностической оценки.
- Используется цветовой индикатор (3 или 4 цвета. .)
Приемы оценивания
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
Приемы оценивания
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
Приемы оценивания
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием « орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
Приемы оценивания
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»)
Знаки «+», «-» и «?»
- Ориентирована на формирование прогностической оценки
- «+» - все знаю
- «-» - не знаю
- «?» - сомневаюсь
«Лесенка»
Хорошо усвоил материал,
может выполнить работу самостоятельно
Требуется небольшая помощь или коррекция
Не понял
Рефлексивная самооценка
Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение встать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь.
В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.
Рефлексивная самооценка
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности .
Необходимо учить детей выполнять следующие рефлексивные действия:
- самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;
- самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;
- самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;
- осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;
- рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;
- пошаговый и итоговый самоконтроль;
- самостоятельное исправление ошибок;
- самооценка своих успехов в достижении цели;
- планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.
Способы рефлексивной деятельности обучающихся:
- Самонаблюдение – наблюдение учеником за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным, малоосознаваемым. Самонаблюдение играет важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей учебной деятельности.
Способы рефлексивной деятельности обучающихся:
- Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования.
- Сравнение себя с некоторой «меркой» - субъект сравнивает себя с другими людьми или со своим идеалом. В учебной деятельности неуспевающий учащийся может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть.
Способы рефлексивной деятельности обучающихся:
- Самопринятие – результат самоанализа ученика. Когда, например, учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо «реабилитироваться», начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
В структуре рефлексивной деятельности учащихся значение имеют следующие условия:
- выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий;
- использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др., использование таких технологий, как технологии проблемного обучения, технологии дидактической игры, медиатехнологий, включение в урок мини-викторин, диспутов, мини-дискуссий и т.д.
«Листок достижений»
Цель: отследить динамику продвижения учащихся в
достижении предметных и метапредметных результатов
Учитывается программа и требования к минимуму
содержания образования
Заполняется после проведения контрольных и самостоятельных работ
Листы рассчитаны на год, четверть
Уровень обученности может обозначается цветом:
Знания и умения сформированы
Знания и умения сформированы не полностью, имеются
ошибки
Знания и умения сформированы слабо
Знания и умения сформированы не сформированы
«Оценочные суждения»
- справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;
- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.;
- выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.;
- выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это…
При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения и на основном уровне обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.
Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной и основной школы школы.
Спасибо за внимание!