СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены выдержки из сообщения о самооценки и самоконтроля в школе. Работа является иллюстативным материалом к выступлению по проблеме формирования адеватной самооценки обучающихся, развития и совершенствования умения школьников оценивать себя, свои способности и возможности, так как самооценка и самоконтроль являются важными факторами успешности и развития личностных качеств человека.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО"»

Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО И.В.Зенчик МОУ «Котикская СОШ»

Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО

И.В.Зенчик

МОУ «Котикская СОШ»

«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий»    Г.А. Цукерман

«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман

Актуальность  Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятелности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников.

Актуальность

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятелности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников.

 Цель работы педагогов начального уровня обучения - сформировать адекватную самооценку обучающихся , а педагогам, работающим по ООП ООО - развивать и совершенствовать умение школьника оценивать себя, свои возможности и способности как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств .

Цель работы педагогов начального уровня обучения - сформировать адекватную самооценку обучающихся , а педагогам, работающим по ООП ООО - развивать и совершенствовать умение школьника оценивать себя, свои возможности и способности как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств .

 Стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

 Система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

 Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

 Самооценка  - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию.  Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Самооценка  - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.  Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
  • Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
  • Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
 Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Виды самооценки Ретроспективная - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Это оценка уже выполненной работы. Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях; являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?
  • Виды самооценки

Ретроспективная - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Это оценка уже выполненной работы.

Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях; являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия

Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?

 Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников  (по Воронцову А.Б.)   1 класс Ретроспективная 2 - 4 классы Ретроспективная II полугодие 4 - 5 – 6 классы Ретроспективная Рефлексивная Рефлексивная Прогностическая оценка Прогностическая оценка На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников (по Воронцову А.Б.)

1 класс

Ретроспективная

2 - 4 классы

Ретроспективная

II полугодие 4

- 5 – 6 классы

Ретроспективная

Рефлексивная

Рефлексивная

Прогностическая оценка

Прогностическая оценка

На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Ретроспективная самооценка Приём «Линейка» «Линейка» - отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни. Предварительная работа- выбор критерия, по которому оценивается данная работа Оценки совпали: Оценки не совпали:

Ретроспективная самооценка

Приём «Линейка»

  • «Линейка» - отрезок, разделенный на высокий,

средний и нижний уровни.

  • Предварительная работа- выбор критерия, по

которому оценивается данная работа

Оценки совпали: Оценки не совпали:

Прогностическая самооценка - это оценка предстоящей работы. Она труднее ретроспективной, но именно она является

Прогностическая самооценка

- это оценка предстоящей работы. Она труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности школьников к оцениванию себя.

Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.

Прогностическая оценка Оценочные листы Формируется прогностическая оценка: оценочный лист В первой графе учитель или ученик записывает те умения, уровень сформированности которых проверяет работа. Во второй столбик ученик записывает номера заданий, соответствующие тем умениям, которые помогут ему выполнить данный вид работы. Третья графа –для прогностической оценки. Используется цветовой индикатор (3 или 4 цвета. .)

Прогностическая оценка

Оценочные листы

  • Формируется прогностическая оценка: оценочный лист
  • В первой графе учитель или ученик записывает те умения, уровень сформированности которых проверяет работа.
  • Во второй столбик ученик записывает номера заданий, соответствующие тем умениям, которые помогут ему выполнить данный вид работы.
  • Третья графа –для прогностической оценки.
  • Используется цветовой индикатор (3 или 4 цвета. .)
Приемы оценивания прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками); прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия); прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

Приемы оценивания

  • прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
  • прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
  • прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  • прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
Приемы оценивания прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»); прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию); прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации); прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

Приемы оценивания

  • прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
  • прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  • прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  • прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
Приемы оценивания прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий); прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»); прием « орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

Приемы оценивания

  • прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
  • прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
  • прием « орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
Приемы оценивания прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени); прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»)

Приемы оценивания

  • прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
  • прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»)
Знаки «+», «-» и «?» Ориентирована на формирование прогностической оценки «+» - все знаю «-» - не знаю «?» - сомневаюсь

Знаки «+», «-» и «?»

  • Ориентирована на формирование прогностической оценки
  • «+» - все знаю
  • «-» - не знаю
  • «?» - сомневаюсь
«Лесенка» Хорошо усвоил материал, может выполнить работу самостоятельно Требуется небольшая помощь или коррекция Не понял

«Лесенка»

Хорошо усвоил материал,

может выполнить работу самостоятельно

Требуется небольшая помощь или коррекция

Не понял

Рефлексивная самооценка Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение встать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь.  В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.

Рефлексивная самооценка

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение встать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь.

В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.

Рефлексивная самооценка  Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности .

Рефлексивная самооценка

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности .

Необходимо учить детей выполнять следующие рефлексивные действия:   - самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач; - самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы; - самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала; - осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться; - рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы; - пошаговый и итоговый самоконтроль; - самостоятельное исправление ошибок; - самооценка своих успехов в достижении цели; - планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.

Необходимо учить детей выполнять следующие рефлексивные действия:

- самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;

- самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;

- самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;

- осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;

- рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;

- пошаговый и итоговый самоконтроль;

- самостоятельное исправление ошибок;

- самооценка своих успехов в достижении цели;

- планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.

Способы рефлексивной деятельности обучающихся: Самонаблюдение – наблюдение учеником за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным, малоосознаваемым. Самонаблюдение играет важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей учебной деятельности.

Способы рефлексивной деятельности обучающихся:

  • Самонаблюдение – наблюдение учеником за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным, малоосознаваемым. Самонаблюдение играет важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей учебной деятельности.
Способы рефлексивной деятельности обучающихся: Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования. Сравнение себя с некоторой «меркой» - субъект сравнивает себя с другими людьми или со своим идеалом. В учебной деятельности неуспевающий учащийся может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть.

Способы рефлексивной деятельности обучающихся:

  • Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой» - субъект сравнивает себя с другими людьми или со своим идеалом. В учебной деятельности неуспевающий учащийся может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть.
Способы рефлексивной деятельности обучающихся: Самопринятие – результат самоанализа ученика. Когда, например, учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо «реабилитироваться», начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способы рефлексивной деятельности обучающихся:

  • Самопринятие – результат самоанализа ученика. Когда, например, учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо «реабилитироваться», начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
В структуре рефлексивной деятельности учащихся значение имеют следующие условия:  выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий; использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др., использование таких технологий, как технологии проблемного обучения, технологии дидактической игры, медиатехнологий, включение в урок мини-викторин, диспутов, мини-дискуссий и т.д.

В структуре рефлексивной деятельности учащихся значение имеют следующие условия:

  • выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий;
  • использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др., использование таких технологий, как технологии проблемного обучения, технологии дидактической игры, медиатехнологий, включение в урок мини-викторин, диспутов, мини-дискуссий и т.д.
«Листок достижений»   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов Учитывается программа и требования к минимуму содержания образования Заполняется после проведения контрольных и самостоятельных работ Листы рассчитаны на год, четверть Уровень обученности может обозначается цветом:  Знания и умения сформированы  Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки  Знания и умения сформированы слабо  Знания и умения сформированы не сформированы

«Листок достижений»

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в

достижении предметных и метапредметных результатов

Учитывается программа и требования к минимуму

содержания образования

Заполняется после проведения контрольных и самостоятельных работ

Листы рассчитаны на год, четверть

Уровень обученности может обозначается цветом:

Знания и умения сформированы

Знания и умения сформированы не полностью, имеются

ошибки

Знания и умения сформированы слабо

Знания и умения сформированы не сформированы

«Оценочные суждения» справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал; справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.; выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.; выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это…

«Оценочные суждения»

  • справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;
  • справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.;
  • выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.;
  • выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это…
 При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения и на основном уровне обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.

При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения и на основном уровне обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.

 Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной и основной школы школы.

Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной и основной школы школы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!