«Революция с крестьянским уклоном»
«Пришествие»
Октябрь 1917 г.
«Преображение»
Ноябрь 1917 г.
«Инония» конец 1917 г.
«Иорданская голубица»
март 1918 г.
В «Преображении»
- знаменитые строки:
«Небо - как колокол,
Месяц- язык,
Мать моя родина
Я – большевик.»
На открытии памятника Кольцову в Москве 1918 г.
Зинаида Райх с детьми Сергея Александровича Татьяной и Константином.
Самая известная фотография. 1919г.
Начальник поезда Троцкого Григорий Колобов и С. Есенин
С Г.Колобовым, справа А. Мариенгоф
С.Есенин, А.Мариенгоф, Хлебников. Харьков 1920 г.
Поездка на Юг сильно повлияла на творчество Есенина.
Гибель деревенского мира в годы военного коммунизма, продразверстки и гражданской воны.
1919 г.
Поездка на юг
Впечатления от увиденного в пути.
«Кобыльи корабли» - впечатления от трупов лошадей, на которых сидели черные вороны отразилось в этой замечательной поэме. Эти трупы и превратились в корабли, на которых новая Россия плывет в будущее. Отсюда и октябрьский ветер в поэме. Злой октябрь – совершенно новая характеристика революции у Есенина.
«Хулиган» - Хулиганство Есенина не приставания к гражданам на улице, а эпатажное поведение, нарушающее общепринятые нормы.
«Сорокоуст» - название поэмы связано с сорокадневным поминанием усопшего, с молитвой на сороковой день. Усопшим здесь оказывается русская деревня.
Непосредственное впечатление от увиденного в пути на юг отразилось в поэме.
С поэмой “Сорокоуст”, связан знаменательный эпизод в одном из дальних странствий Есенина.
«Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…”
(Из воспоминаний современника)
«Кобыльи корабли», «Исповедь хулигана», «Хулиган»
В этих произведениях рождается совершенно новая поэтика. Она получил названия имажинизм. Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Кроме них к течению имажинистов себя относили поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон. Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
Имажинизм
Основные признаки имажинизма: — главенство «образа как такового»; — образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
Осенью 1920 года Маяковский в разговоре с литератором Рюриком Ивневым тогда бросил: «Все имажинистские декларации — сплошное пустословие. Не понимаю, что вас потянуло к ним. Дружба с Есениным? Но ведь дружить можно и без платформ. Да, в сущности, ни вы, ни Есенин не имажинисты, Шершеневич — эклектик. Так что весь ваш имажинизм помещается в цилиндре Мариенгофа».
С Анатолием Мариенгофом
Среди друзей – имажинистов
А. Мариенгоф
«Мир таинственный, мир мой древний…»
В поэзии Есенина возникает устойчивый образ травимого людьми волка. Таковы бунтарь, Пугачев, Махно, мужики тамбовского восстания. В своем яростном сопротивлении он готов к последнему прыжку, к кровавой битве, к сопротивлению. Для Есенина это и русская деревня, и мир, теснимый городом.
Нестор Махно – знаменитый организатор народной республики в Гуляй-Поле.
Александр Антонов – руководитель Тамбовского восстания крестьян против Советской власти. Его судьба интересовала Есенина.
«Не жалею. Не зову, не плачу…»
Одно из самых известных стихотворений вновь возвращает нас к к гармонии, но это уже не первоначальная гармония дореволюционной поры, а трагическая, прошедшая через испытания предшествующего периода.
Осень и весна теперь выступают в творчестве Есенина как антагонистические силы. «Белых яблонь дым» - далекое прошлое, куда уже нет возврата. Там осталась весна и юность. «Увяданья золото». «Листьев медь» - это и наступающая осень, но и надежда на медь памятника. Поэтому и льется медь с дерева как металл, из которого готовят монументы.
По-пушкински звучит последняя строфа: «будь же ты вовек благословенно»..
Благословение всего живого за его хрупкость, недолговечность и смертность – вот гуманистическая мысль стихотворения. В возможности пусть ненадолго процвесть - для Есенина скрыта главная ценность жизни.