СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Резервы обучения чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда можно услышать, что младшим школьникам надо овладеть скорочтением. Такое нелепое утверждение могло возникнуть только из-за не- четкости терминологии.. Поэтому с самого начала следует договориться о значении понятий.

Скорочтение — это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Резервы обучения чтению"»

Проблема данного аспекта заключается в том, что у некоторых учащихся низкая скорость чтения. Поэтому ученик обречен на неуспеваемость, до тех пор, пока его не научат элементарному – пока не научат, читать.

Проблема данного аспекта заключается в том, что у некоторых учащихся низкая скорость чтения. Поэтому ученик обречен на неуспеваемость, до тех пор, пока его не научат элементарному – пока не научат, читать.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ ЭН СУ ,  Т.е. что элементарному элементарному умению (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня знаний навыка (ЭН), чтобы успешно включать в состав сложных умений (СУ)… Навык чтения является составной частью большинства сложных умений.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что

ЭУ ЭН СУ ,

Т.е. что элементарному элементарному умению (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня знаний навыка (ЭН), чтобы успешно включать в состав сложных умений (СУ)… Навык чтения является составной частью большинства сложных умений.

Воспитательная работа основывается на отзывчивости учеников. Среди многих факторов на отзывчивость оказывает большое влияние обязательность.

Воспитательная работа основывается на отзывчивости учеников.

Среди многих факторов на отзывчивость оказывает большое влияние обязательность.

Обязательность и отзывчивость тесно связаны между собой. Изменения обязательности приводит к изменению отзывчивости. На изменение обязательности влияет фактор успеваемости. А в свою очередь на успеваемость очень сильно оказывает влияние скорость чтения.

Обязательность и отзывчивость тесно связаны между собой. Изменения обязательности приводит к изменению отзывчивости.

На изменение обязательности влияет фактор успеваемости.

А в свою очередь на успеваемость очень сильно оказывает влияние скорость чтения.

Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы теряем 60-70 % учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». С какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? 1. В Министерстве просвещения считают, что ученики к концу окончания начального обучения должны читать 80-90 слов в минуту. 2. Н.А. Лошкарева считает, что ученики должны читать 120 слов в минуту. 3. В.А. Сухомлинский считал, что беглое нормальное чтение – это чтение 150-300 слов в минуту.

Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы теряем 60-70 % учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5».

С какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

1. В Министерстве просвещения считают, что ученики к концу окончания начального обучения должны читать 80-90 слов в минуту.

2. Н.А. Лошкарева считает, что ученики должны читать 120 слов в минуту.

3. В.А. Сухомлинский считал, что беглое нормальное чтение – это чтение 150-300 слов в минуту.

Результаты исследования показали: 130-170 сл./мин.   150 сл./мин – «5» 100-140 сл./мин.   120 сл./мин – «4» 80-90 сл./мин.   90 сл./мин – «3» Мы прибегли к очень простому рецепту: «Прав всегда потребитель.» Поэтому нас бы устроило такое положение, чтоб большая часть учеников занимались на «4». Для этого мы должны стремиться, чтобы большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 сл./мин.

Результаты исследования показали:

130-170 сл./мин. 150 сл./мин – «5»

100-140 сл./мин.120 сл./мин – «4»

80-90 сл./мин.90 сл./мин – «3»

Мы прибегли к очень простому рецепту: «Прав всегда потребитель.» Поэтому нас бы устроило такое положение, чтоб большая часть учеников занимались на «4». Для этого мы должны стремиться, чтобы большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 сл./мин.

I . Повышение скорости и одновременно качества чтения, развитие оперативной памяти и периферического чтения; II . Развитие речи учащихся (синтаксический уровень); III . Расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора.

I . Повышение скорости и одновременно качества чтения, развитие оперативной памяти и периферического чтения;

II . Развитие речи учащихся (синтаксический уровень);

III . Расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора.

1) Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. 2) Жужжащее чтение. 10 х 2 = 20 (чел./мин.) 20 х 5 = 100 (чел./мин.) 3) Ежеурочные пятиминутки. 5 х 4 х 6 = 120 (мин./нед.) 4) Чтение перед сном. «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий»

1) Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

2) Жужжащее чтение.

10 х 2 = 20 (чел./мин.)

20 х 5 = 100 (чел./мин.)

3) Ежеурочные пятиминутки.

5 х 4 х 6 = 120 (мин./нед.)

4) Чтение перед сном.

«Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий»

5) Режим щадящего чтения. 6) Многократное чтение – чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

5) Режим щадящего чтения.

6) Многократное чтение – чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

7) Зрительные диктанты для развития оперативной памяти.   Время экспозиции № Число букв Набор № 1  1 Тает снег 8 4 4 9 Идет дождь 2 3 Небо хмурое 10 5 5 11 Коля заболел 4 5 Запели птицы 11 5 6 12 Поле опустело 6 Набор № 18  7 42 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем 1 2 Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры 43 7 7 44 Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины 3 4 По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник 45 8 8 46 5 Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом 6 Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народниками 46 8

7) Зрительные диктанты для развития оперативной памяти.

Время экспозиции

Число букв

Набор № 1

1

Тает снег

8

4

4

9

Идет дождь

2

3

Небо хмурое

10

5

5

11

Коля заболел

4

5

Запели птицы

11

5

6

12

Поле опустело

6

Набор № 18

7

42

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем

1

2

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

43

7

7

44

Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины

3

4

По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник

45

8

8

46

5

Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом

6

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народниками

46

8

8) Прием стимулирования. 9) Развитие периферического зрения. (Таблица 2 )  (Таблица 1)  Х МА Ш К ДЕ ИЛ ПУ ТА Б Ч АЧ ТА АП ИЛ ПУ Ц Х О А Ж СМ ЯЧ БЮ ВА ТИ  У З Ф  Р Д ПР ВА ОЛ ФЫ ДЖ Л Н Ф П И КЕ ОТ РО ЛД УК Е С В Г М (Таблица 4)  (Таблица 3) НАП ТИК ЛУЧ ШЕН НЕТ 90 Д И 33 А ЯЫЧ ЧВС ЧАЯ МПИ САМ 22 4 Я 7 1 Л 10 У  Е 18 ПИР БОЛ ТОБ ОТР  ИРТ К О 2 Ю 24 ФЦЫ ВУФ ВКА ПЕА РЕП В 23 М 3 9 ТШБ СЕИ МКЯ СУЧ ЯЦЧ

8) Прием стимулирования.

9) Развитие периферического зрения.

(Таблица 2 )

(Таблица 1)

Х

МА

Ш

К

ДЕ

ИЛ

ПУ

ТА

Б

Ч

АЧ

ТА

АП

ИЛ

ПУ

Ц

Х

О

А

Ж

СМ

ЯЧ

БЮ

ВА

ТИ

У

З

Ф

Р

Д

ПР

ВА

ОЛ

ФЫ

ДЖ

Л

Н

Ф

П

И

КЕ

ОТ

РО

ЛД

УК

Е

С

В

Г

М

(Таблица 4)

(Таблица 3)

НАП

ТИК

ЛУЧ

ШЕН

НЕТ

90

Д

И

33

А

ЯЫЧ

ЧВС

ЧАЯ

МПИ

САМ

22

4

Я

7

1

Л

10

У

Е

18

ПИР

БОЛ

ТОБ

ОТР

ИРТ

К

О

2

Ю

24

ФЦЫ

ВУФ

ВКА

ПЕА

РЕП

В

23

М

3

9

ТШБ

СЕИ

МКЯ

СУЧ

ЯЦЧ

9) Развитие периферического зрения (продолжение).  Х П О   М Я Ч   С М И   Т Ь Б   Ф Ы В   А П Р

9) Развитие периферического зрения (продолжение).

Х П О

М Я Ч

С М И

Т Ь Б

Ф Ы В

А П Р

1 ) Неоконченные фразы, которые должен окончить учащийся. Смородина – ягода, а рыжик?.. Золото – драгоценный металл, а железо?.. Кисть – часть руки, а рука?.. Овца – домашнее животное, а лиса?.. 2) Распространение предложений. Пахал. (Кто?) Крестьянин пахал (что?). Крестьянин пахал поле (чем?). Крестьянин пахал поле сохою (где?). За садом крестьянин пахал поле сохою (когда?). Вчера за садом крестьянин пахал поле сохою (как?). Вчера за садом крестьянин пахал поле сохою очень усердно. И т. д. 3) Составление рассказа по вопросам. Дом. Что такое дом? Из чего строят дома? Кто и из чего стро и т деревянные дома? Что у дома сверху? Что с боков? Что снизу? И т. д.

1 ) Неоконченные фразы, которые должен окончить учащийся.

Смородина – ягода, а рыжик?..

Золото – драгоценный металл, а железо?..

Кисть – часть руки, а рука?..

Овца – домашнее животное, а лиса?..

2) Распространение предложений.

Пахал. (Кто?) Крестьянин пахал (что?). Крестьянин пахал поле (чем?). Крестьянин пахал поле сохою (где?). За садом крестьянин пахал поле сохою (когда?). Вчера за садом крестьянин пахал поле сохою (как?). Вчера за садом крестьянин пахал поле сохою очень усердно. И т. д.

3) Составление рассказа по вопросам.

Дом. Что такое дом? Из чего строят дома? Кто и из чего стро и т деревянные дома? Что у дома сверху? Что с боков? Что снизу? И т. д.

Составление дневника по чтению. Что не понравилось? Почему?  Число. Подпись родителей.  Количество слов в минуту  Главные герои.  Название произведения.  Что понравилось? Почему?  Название книги. Автор.  При этом необходимо соблюдать некоторые общепедагогические условия:   поощрять ребенка за любой видимый успех;   создавать ситуации для проявления детьми успехов читательской деятельности, когда ребенок прилагает доступные ему усилия;   вести разъяснительную работу с родителями.

Составление дневника по чтению.

Что не понравилось? Почему?

Число. Подпись родителей.

Количество слов в минуту

Главные герои.

Название произведения.

Что понравилось? Почему?

Название книги. Автор.

При этом необходимо соблюдать некоторые общепедагогические условия:

поощрять ребенка за любой видимый успех;

создавать ситуации для проявления детьми успехов читательской деятельности, когда ребенок прилагает доступные ему усилия;

вести разъяснительную работу с родителями.

С 1 по 4 классы 4 класс

С 1 по 4 классы

4 класс

Так почему же меньшинство учащихся к концу 4 класса читают 120-150 слов в минуту?  1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усили я . Надо стремиться достигнуть скорости 80—90 слов в минуту уже к концу II класса, к середине IV вывести большую часть детей на уровень 150 слов в минуту; во втором полугодии IV класса основное внимание уделять отстающим ученикам. 2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могут судить, каковы их успехи. Как следствие — не проводятся и консультации для родителей отстающих учеников. 3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И. Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

Так почему же меньшинство учащихся к концу 4 класса читают 120-150 слов в минуту?

1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усили я . Надо стремиться достигнуть скорости 80—90 слов в минуту уже к концу II класса, к середине IV вывести большую часть детей на уровень 150 слов в минуту; во втором полугодии IV класса основное внимание уделять отстающим ученикам.

2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могут судить, каковы их успехи. Как следствие — не проводятся и консультации для родителей отстающих учеников.

3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И. Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!