СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта "В гостях у сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» 

(для среднего дошкольного возраста)

 

Актуальность темы

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней­шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

 

Гипотеза

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

                   Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

 

 

 

 

 

Тип проекта

- Информационно-творческий

 - Краткосрочный

- Групповой.

Методы

          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

 

Участники проекта

 Дети средней группы, воспитатель, родители.

 

Цель проекта:

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Образовательные:

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок. Знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

 

  1. Развивающие:

Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

 

  1. Воспитательные:

Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта строится на принципах:

  •   Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
  •   Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  •   Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  •   Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
  •   Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  •   Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  •  Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
  •   Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
  •  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
  •  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
  •  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

 

Предполагаемые результаты:

  •  проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
  • знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
  • уметь использовать различные средства выразительности;
  • уметь самостоятельно выбирать сказку, вживаться в свою роль.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                  I.      Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

 (09.01.17. – 10.01.17.)

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала;

 - составление перспективного плана работы.

 

 

 

 

Перспективный план.

 

ПОЗНАНИЕ

 Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.  Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы).

Дидактические игры «Чья тень?», «Лабиринты», «Угадай, кто лишний?», «Найди отличия».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЕОЕ

РАЗВИТИЕ

Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.  Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание книжек-малышек. Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? »,

Инсценировка сказки «Колобок».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид).  КОНСТРУИРОВАНИЕ:  из мозаики и конструктора сложить теремок и его обитателей;

Выложить из мозаики избушку Кота, Петуха и Лисы.  РИСОВАНИЕ:

 Иллюстрация к сказке «Репка» на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

 ЛЕПКА:  репка, колобок из пластилина.

АППЛИКАЦИЯ: «Теремок».

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.  Подвижные игры: «Поймай Колобка», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Ванюша и лебеди».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … », сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.

Придумывание имен героям сказок, песенок для каждого героя.

Дидактические игры «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию», «Чем полезна сказка?», «Знакомство со сказками»

.Помощь в изготовлении костюмов для спектакля

«Зимовье». Творческие работы на тему «В гостях у сказки»              

 

Пути реализации проекта:

1.   Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2.   Оформление уголка «В гостях у сказки»

3.   Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4.   Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

  1.  Чтение разных сказок;
  2.  Рисование детьми героев сказок. 
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  4. Пересказ прочитанных сказок, их Инсценирование.
  5. Самостоятельное составление сказок.
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
  8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  9. Загадки о сказках, героях сказок.
  10. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
  11. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  12. Театрализация сказки: «Зимовье».

     Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, участие в  выставке «В гостях у сказки»).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

                     II. Этап – Исследовательский.

(11.01.15. -  18.01.15.)

                    - работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

                    - выполнение проекта.

                        III. Этап – Заключительный (19.01.17 - 20.01.17.)

       - презентация проекта;

       - театрализация сказки «Зимовье»; «Теремок»

       - викторина «Русские народные сказки»

       -  подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

       - консультация для воспитателей «Народные сказки в жизни детей»;

        - обобщение результатов работы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!