900igr.net
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось.
Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе (или, по-русски, пещере), где пастухи укрывали свой скот от грозы.
В вертепе и появился на свет Младенец Иисус, которого Мария, спеленав, положила на сено в кормушку для скота - ясли .
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
В момент Рождения Христа воссияла в небе новая, необыкновенно яркая звезда. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Восточные мудрецы-звездочеты, которые знали из пророческих книг о рождении Спасителя, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски родившегося Царя. Звезда шла перед ними, указывая путь.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар пришли за звездой в Иерусалим, и стали расспрашивать там, где должно искать родившегося Царя. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время рождения Спасителя, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
На самом деле Ирод задумал убить Младенца, так как он боялся, что родившийся новый Царь будет его соперником .
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
.
Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. И было убито 14 тыс. младенцев
Икона «Вифлеемские
младенцы».
Иосифу во сне явился ангел Божий и велел бежать в Египет.
Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.
РОЖДЕСТВО НА РУСИ
На Руси Рождество начали отмечать в Х I Х веке. Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии.
Рождество - детский праздник, потому что центр праздника - родившийся младенец Иисус. Даже в бедных крестьянских семьях обязательно наряжали ёлку. Украшали её кусочками сахара, маленькими луковицами, баранками, конфетами, сделанными из цветных бумажек.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем
В крестьянском быту к рождественскому празднику хозяйки
прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали
варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний,
а так же приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу с мёдом и изюмом, то есть сочиво , поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу с мёдом и изюмом, то есть сочиво , поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и сочиво. Начиналась вечеря - ужин.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и сочиво. Начиналась вечеря - ужин.
По окончании вечери - колядование . Коляда состояла в том, что молодежь собиралась в группы, рядилась в костюмы, маски и ходила по домам.
По окончании вечери - колядование . Коляда состояла в том, что молодежь собиралась в группы, рядилась в костюмы, маски и ходила по домам.
Переходя от одного дома к другому, они пели песни в честь праздника то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Половину собранных денег полагалось отнести в церковь.
Переходя от одного дома к другому, они пели песни в честь праздника то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Половину собранных денег полагалось отнести в церковь.
Колядовщики носили большую звезду на палке, а еще частенько брали с собой «вертеп» - особый ящик с фигурками, который является своеобразной иллюстрацией к повествованию о рождении Младенца Христа.
В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные палатки.
Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.
Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.
На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице.
Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной.
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Рождества до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад.
Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди них - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели...
В ночь с 6 на 7 января Рождественские службы проходят во всех православных храмах России.
Презентация составлена учителем нач. классов МОУ СОШ №1 г.о.Звенигород Фадеевой Е.А.