Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
КГУ «Аканская средняя школа»
СЕМИНАР
«Формирование функциональной грамотности школьников» (естественнонаучная грамотность)
Подготовила: Зауэр В.А.
учитель биологии
с.Куспек 2014г.
Функциональная грамотность - способ социальной ориентации личности , интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью
Международные оценочные исследования
PIRLS
TIMSS
«Изучение качества чтения и понимание текста»
PISA
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся - PISA
PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки , приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности:
- читательская грамотность
- математическая
- естественнонаучная грамотность.
Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности
Е стественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений
Структура естественнонаучной грамотности (для разработки заданий в исследовании PISA
Знание
- знание о мире (60%)
- знание о науке (методы, научного познания) (40%)
Компетентности
- распознать научные вопросы (25%)
- описывать, предвидеть или объяснять научные явления (35%)
- использовать научные факты для принятия решения и сообщения о нем (40%)
Контекст
- личностный
- социальный
- глобальный
Отношения
- Как вы относитесь к научным проблемам (с интересом, доверием, т.п.)
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
Простой множественный выбор:
Задания, требующие
выбора одного ответа из четырех вариантов
выбора "горячей точки", т. е., ответа, который является элементом выбора в рисунке или тексте.
Сложный множественный выбор : Задания, требующие:
ответов на серию вопросов “Да/Нет”, которые представляют отдельное задание;
выбор более одного ответа из предложенных вариантов;
закончить предложение, заполнив пробелы предложенными вариантами;
перемещение элементов на экране компьютера при выполнении заданий на сопоставление, упорядочение, или распределение по категориям.
Полный ответ:
Задания, требующие письменного ответа или чертежа.
Такие задания на определение естественно-научной грамотности обычно требуют:
-письменных ответов, начиная от фразы до короткого абзаца (например, 2-4-предложения).
Небольшое количество таких заданий требует построение чертежа(например, графика или диаграммы). При использовании компьютера, выполнение подобных заданий поддерживается простыми редакторами рисования, которые
-специфичны для требуемого ответа
Решение готовых
и составление своих заданий типа PISA
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер
Анализ текущей ситуации:
педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях
Результаты естественнонаучной грамотности.
Средний балл казахстанских учащихся составил 400 баллов, что определило 58 место в рейтинге результатов.
В итогах Казахстана 44,6% тестируемых решают задачи от 2 до 5 уровня сложности. Шестой уровень не осилил ни один из исследуемых. Обучающиеся, которые отразили первый и ниже уровни освоения естественных наук «…имеют ограниченные естественнонаучные знания…», могут решать только некоторые жизненные ситуации, связанные с технологиями и природными явлениями
Формула успеха
ОВЛАДЕНИЕ =
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 25.06. 2012 г № 832 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА 2012-2016 ГОДЫ»
Ожидаемые результаты от реализации Национального плана
Будут созданы следующие условия для развития функциональной грамотности казахстанских школьников:
- Научно-исследовательское обеспечение.
- Обновление содержания образования.
- Учебно-методическое обеспечение.
- Система оценки и мониторинга качества образования школьников.
- Материально-техническая база .
Спасибо за внимание!