Курсовая работа
Система оценивания деятельности учащихся
на уроках МХК
Портнов А.Н.
2017
Цели и задачи МХК
Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора
Воспитание художественно-эстетического вкуса
Овладение умением анализировать произведения искусства
Освоение знаний о стилях и направлениях в МХК
Развитие чувств, эмоций и художественно-творческих способностей
Реализация содержания МХК имеет три уровня:
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
- формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни
Содержание курса «МХК» ставит
перед нами серьёзные проблемы:
- Объем материала мировой художественной культуры создает проблему в том, что интересного материала много, а времени на всё не хватает (1 час в неделю).
2. Мало времени на проверку и оценивание деятельности учащихся. Опрос занимает слишком много времени и в большом классе не эффективен. Тест тоже не отражает полной картины. Подготовить индивидуальные тесты было бы идеально, но очень сложно и занимает слишком много времени.
3. Что и как оценивать? Что оценивать (что именно нужно оценивать в МХК). Как оценивать (какими средствами и по каким критериям это должно происходить). Каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).
Преподаватель МХК должен быть способен:
- самостоятельно и квалифицированно строить свой урок следуя требованиям ФГОС.
- использовать деятельностные методы в преподавании МХК с целью изменения жизненных установок современных подростков, их переориентации на самостоятельное и критическое постижение окружающей действительности.
- разрабатывать контрольные мероприятия по курсу МХК, являющиеся важной составляющей учебного процесса, от чего во многом зависит успех обучения.
Существуют различные мнения об оценивании деятельности учащихся по ИЗО и МХК. В прессе я не редко встречаю статьи, в которых высказываются предложения об отмене оценок на этих уроках, а сами предметы считаются второстепенными и даже ненужными. С чем я абсолютно не согласен! К примеру, такой видный учёный Б. Г. Ананьев считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки…»
Система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них УУД (универсальных учебных действий).
Регулярное использование различных форм контроля приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета МХК, в следствии которого будет повышаться усвоение необходимых теоретических знаний и практических навыков. Своевременная и заслуженная оценка способствует процессу усвоения историко-культурного наследия, воспитания культурного человека.
Новизна работы заключается в том, что в условиях ФГОС по-новому рассматриваются проблемы оценивания деятельности учащихся, что предлагаются конкретные виды их деятельности, приводятся примеры контроля знаний, умений и навыков. Также имеется анализ методической литературы и опыта современных учителей.
Тема моей работы может быть полезна при преподавании ИЗО, искусства и МХК в средней общеобразовательной школе, при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях.
Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю добиваться поставленных целей обучения.
Оценка - последний элемент контроля.
Правила оценивания деятельности учащихся на МХК:
– НЕ ДЕЛАТЬ ОЦЕНКУ САМОЦЕЛЬЮ ДЛЯ УЧЕНИКОВ;
– НЕ ПУГАТЬ ОЦЕНКОЙ, НЕ ВЫЗЫВАТЬ К НЕЙ НИ СЛЕПОГО СТРАХА, НИ РАВНОДУШИЯ;
– НЕ КАРАТЬ ОЦЕНКОЙ, НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ НЕЕ СРЕДСТВА СВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ;
– НЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ ОЦЕНКОЙ СПЕСЬ В ОДНИХ УЧЕНИКАХ И ЕРНИЧЕСТВО – В ДРУГИХ;
– ОЦЕНИВАТЬ НЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТОЛЬКО ЕГО РАБОТУ;
– САМОМУ НЕ БЫТЬ ИСТИНОЙ В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ
В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного.
К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный.
Система контроля и оценивания включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, учителями, администрацией и т.д.).
На практике выделяют
5 форм контроля:
1. Индивидуальная
2. Групповая
3. Фронтальная
4. Взаимный контроль
5. Самоконтроль
Среди методов контроля выделяют:
1. Устная проверка (опрос индивидуальный, фронтальный, комбинированный).
2. Проверка письменных работ.
3. Проверка практических работ.
4. Проверка с помощью компьютера (программные продукты: анкеты, электронные тесты, тренинги, онлайн-тестирование)
МХК невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Естественно, что учитель стремится вызвать «задеть учащихся за живое», «достучаться до их сердец», но и оценить их знания тоже важно.
Как же можно контролировать и оценивать деятельность учащихся на уроках МХК?
Наиболее важными критериями оценки анализа являются:
1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.
2. Полнота и глубина характеристики произведений.
3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.
4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.
5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).
6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.
7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.
8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью
Выводы.
Методика оценивания деятельности учащихся на уроках Мировой художественной культуры имеет свою специфику, так как невозможно без эмоционального и чувственного восприятия.
Проконтролировать и оценить работу школьника учителю МХК помогают: тестовые задания, зачёты, собеседования, мини-сочинения по произведениям искусства, проекты, кроссворды, ребусы, игровые и театрализованные задания, применение ИКТ и т. д.
Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном и электронном журнале.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не личные качества ребенка.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой, за всю работу в целом, используются дифференцированная оценка, например, умения слушать товарища, умение видеть главное, правильно задавать вопрос и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Cистематическое использование контроля, регулярное оценивание деятельности учащихся на уроках МХК приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета.