Урок внеклассного чтения
3 класс
Тема: Веселые рассказы Н.Носова
Цели:
Образовательная: обобщить и расширить представление уч-ся о рассказах Н.Носова, совершенствовать умения читать осознанно;
Коррекционная: коррекция зрительного и слухового восприятия, уточнение и расширение словарного запаса;
Воспитательная: воспитание нравственных качеств: доброты, честности, трудолюбия.
Ход урока
I. Орг. момент
1. - Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу.
- Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок.
2. Упражнение на дыхание:
Как на горке на пригорке
Жили 33 Егорки.
II. Введение в тему
- Прочитать слова (Слайд 1)
7 2 3 4 1 5 6 2 3 6 1 5 4 7
н е л е т о ф а р и к с а к
(телефон) (карасик)
- Что это за слова? (Это название рассказов)
- Кто написал эти рассказы? (Николай Носов) (Слайд 2)
III. Сообщение темы урока
- Правильно. И сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенную страну, в которой мы встретимся с весельем, смехом, хорошим настроением. Это та страна, в которой жил Николай Носов и герои его книг.
Рассказ Л.В. о творчестве детского писателя.
IV. Обобщение и систематизация знаний
- Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич).
- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (Мурзилка)
- О ком и для кого писал свои рассказы Носов? (Для детей)
- Какие рассказы у Носова (смешные)
- Чему учат нас рассказы Носова.
V. Физминутка
- Что это за предмет? (Шляпа)
К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет –
Ты живая или нет?
1. Обойдём на носочках шляпу справа.
2. Обойдём на носочках шляпу слева.
3. Подойдём к шляпе ближе.
4. Изобразите на лице страх.
5. Подпрыгнем от испуга.
- Из какого рассказа эта шляпа? (Живая шляпа).
- Давайте послушаем этот рассказ. (Ребята садятся и слушают рассказ «Живая шляпа»)
- Почему шляпа была живая? (Под шляпой был котенок)
- Что вам показалось смешным в этом рассказе?
- Чему учит нас рассказ «Живая шляпа»?
- Давайте посмотрим, что у нас под шляпой? (Дети по очереди вытаскивают предмет и называют из какого рассказа предмет)
Нитки, ткань, иголки – Заплатка
огурец – Огурцы
лопата – На горке
свисток – Карасик
крупа – Мишкина каша
- Каждому из вас даны тексты. Вы должны прочитать и догадаться из какого рассказа этот отрывок и назвать главных героев (читают отрывки)
Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
– Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
– Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.
– Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
Скоро стемнело, мы зажгли лампу.
Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под нее каша лезет.
– Мишка, – говорю, – что это? Почему каша лезет?
– Куда?
– Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут!
- Ты чего хрюкаешь?
- Как это - хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.
- Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка.
- Я и говорю по-человечески. Зачем хрюкать?
- Ну, довольно тебе баловаться! Всё равно я не поверю, что ты поросёнка в комнату притащил.
- Да говорят же тебе, что никакого поросёнка нет! - рассердился я.
Мишка замолчал. Через минуту приходит ко мне:
- Ты чего хрюкал по телефону?
- Я не хрюкал.
- Я ведь слышал.
- Да зачем же мне хрюкать?
- Не знаю, - говорит. - Только у меня в трубке всё "хрю-хрю" да "хрю-хрю". Вот пойди, если не веришь, послушай.
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
- Васька! - обрадовались ребята.
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
- Ребята, а вы помните рассказ «Фантазеры»?
- Назовите главных героев этого рассказа. (Мишутка, Стасик, Игорь, Ира)
- Кто такие фантазеры? (Фантазер – это человек, который любит мечтать, выдумывать) (Слайд 11)
- Кто из героев был фантазером?
- Как можно назвать Игоря? (Врун)
- Почему?
- Чем врун отличается от фантазера? (Врун – лгун, который говорит неправду с выгодой для себя) (Слайд 12)
- Что значит обманывать? (говорить неправду)
- Игорь считает, что ребята врут, а ребята считают, что выдумывают. С кем вы согласны?
- Прочитайте, как Игорь поступил с Ирой. Как вы относитесь к поступку Игоря? Почему ребята не захотели сидеть с Игорем?
- Что произошло, когда Игорь ушел?
- Кого встретили мальчики?
- Почему плакала Ира?
- Прочитайте, как мальчики утешали Иру?
- Что смешного в этом рассказе?
- Чему учит нас рассказ «Фантазеры»? (не сваливать вину на других, отвечать за свои поступки)
VI. Итог
- Что вы узнали о Николае Носове?
- Чему учат нас рассказы Носова?
- Назовите рассказы Носова?
- Назовите рассказ, который вам больше всего понравился?
- У Николая Носова очень много рассказов. Кто хотел бы прочитать еще другие рассказы замечательного писателя?
- «Все герои Носова как живые, а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков. (Слайд 13)
- За активность вы получаете медали детского писателя.

