Совещание классных руководителей на тему: «Составление и заполнение ИПС на учащихся «группы риска СОП»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14.07.2014 г.
Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления
Цель реализации Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия.
Целью принятия Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия является снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении, снижение детской и младенческой смертности
Задачи реализации порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия:
- Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и в группе риска социально опасного положения. Обеспечить адресный подход в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей. Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов субъектов системы профилактики по коррекции детского и семейного неблагополучия, а также реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Внедрить систему контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.
- Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и в группе риска социально опасного положения. Обеспечить адресный подход в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей. Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов субъектов системы профилактики по коррекции детского и семейного неблагополучия, а также реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Внедрить систему контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.
- Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и в группе риска социально опасного положения.
- Обеспечить адресный подход в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей.
- Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов субъектов системы профилактики по коррекции детского и семейного неблагополучия, а также реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
- Внедрить систему контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.
Организация работы с семьями и несовершеннолетними учащимися образовательных организаций группы риска социально опасного положения
- Образовательные организации выявляют семьи на основе критериев постановки на учёт группы риска социально опасного положения семей с детьми (приложение 7), несовершеннолетних на основе критериев постановки несовершеннолетних на учет группы риска социально опасного положения (приложение 7.1). социальный педагог образовательной организации направляют информационное сообщение о выявлении семьи группы риска социально опасного положения (приложение 8 ) руководителю образовательной организации.
- Образовательные организации выявляют семьи на основе критериев постановки на учёт группы риска социально опасного положения семей с детьми (приложение 7), несовершеннолетних на основе критериев постановки несовершеннолетних на учет группы риска социально опасного положения (приложение 7.1). социальный педагог образовательной организации направляют информационное сообщение о выявлении семьи группы риска социально опасного положения (приложение 8 ) руководителю образовательной организации.
- Образовательные организации выявляют семьи на основе критериев постановки на учёт группы риска социально опасного положения семей с детьми (приложение 7), несовершеннолетних на основе критериев постановки несовершеннолетних на учет группы риска социально опасного положения (приложение 7.1).
- социальный педагог образовательной организации направляют информационное сообщение о выявлении семьи группы риска социально опасного положения (приложение 8 ) руководителю образовательной организации.
- образовательные организации направляют информацию в КДНиЗП по выявленным фактам согласно перечню информации, обязательной для передачи в муниципальные КДНиЗП в случаях выявления детского и семейного неблагополучия (приложение 14). Руководитель образовательной организации ставит несовершеннолетнего/семью на учет группы риска социально опасного положения и проведении индивидуальной коррекционной работы, назначает специалиста, ответственного за разработку индивидуальной программы коррекции и сопровождение реализации мероприятий программы (далее - куратор ИПК).
- образовательные организации направляют информацию в КДНиЗП по выявленным фактам согласно перечню информации, обязательной для передачи в муниципальные КДНиЗП в случаях выявления детского и семейного неблагополучия (приложение 14). Руководитель образовательной организации ставит несовершеннолетнего/семью на учет группы риска социально опасного положения и проведении индивидуальной коррекционной работы, назначает специалиста, ответственного за разработку индивидуальной программы коррекции и сопровождение реализации мероприятий программы (далее - куратор ИПК).
- образовательные организации направляют информацию в КДНиЗП по выявленным фактам согласно перечню информации, обязательной для передачи в муниципальные КДНиЗП в случаях выявления детского и семейного неблагополучия (приложение 14).
- Руководитель образовательной организации ставит несовершеннолетнего/семью на учет группы риска социально опасного положения и проведении индивидуальной коррекционной работы, назначает специалиста, ответственного за разработку индивидуальной программы коррекции и сопровождение реализации мероприятий программы (далее - куратор ИПК).
- Мероприятия, направленные на устранение условий, создающих риск попадания семьи /несовершеннолетнего в социально опасное положение, на решение проблем семьи/несовершеннолетнего, предлагаются специалистами учреждения, обсуждаются на консилиуме специалистов или совете профилактики (далее – КС, СП). Окончательный вариант ИПК формирует куратор ИПК по форме индивидуальной программы коррекции семей группы риска социально опасного положения (приложение 12 к порядку межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия), с учетом протокола КС или СП и требований к разработке индивидуальной программы (приложение 5).
- Мероприятия, направленные на устранение условий, создающих риск попадания семьи /несовершеннолетнего в социально опасное положение, на решение проблем семьи/несовершеннолетнего, предлагаются специалистами учреждения, обсуждаются на консилиуме специалистов или совете профилактики (далее – КС, СП). Окончательный вариант ИПК формирует куратор ИПК по форме индивидуальной программы коррекции семей группы риска социально опасного положения (приложение 12 к порядку межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия), с учетом протокола КС или СП и требований к разработке индивидуальной программы (приложение 5).
- Мероприятия, направленные на устранение условий, создающих риск попадания семьи /несовершеннолетнего в социально опасное положение, на решение проблем семьи/несовершеннолетнего, предлагаются специалистами учреждения, обсуждаются на консилиуме специалистов или совете профилактики (далее – КС, СП). Окончательный вариант ИПК формирует куратор ИПК по форме индивидуальной программы коррекции семей группы риска социально опасного положения (приложение 12 к порядку межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия), с учетом протокола КС или СП и требований к разработке индивидуальной программы (приложение 5).
- Реализация, сопровождение реализации и корректировка ИПК осуществляется в соответствии с алгоритмом (приложение 13). Снятие семей/несовершеннолетних с учета осуществляется на основании заключения, подготовленного куратором ИПК с учетом мнения специалистов организации, других субъектов профилактики, протокола заседания КС и СП организации при условии устранения причин неблагополучия, в связи с которыми семья/несовершеннолетний были поставлены на учет, положительной динамики семейной ситуации/поведения несовершеннолетнего.
- Реализация, сопровождение реализации и корректировка ИПК осуществляется в соответствии с алгоритмом (приложение 13). Снятие семей/несовершеннолетних с учета осуществляется на основании заключения, подготовленного куратором ИПК с учетом мнения специалистов организации, других субъектов профилактики, протокола заседания КС и СП организации при условии устранения причин неблагополучия, в связи с которыми семья/несовершеннолетний были поставлены на учет, положительной динамики семейной ситуации/поведения несовершеннолетнего.
- Реализация, сопровождение реализации и корректировка ИПК осуществляется в соответствии с алгоритмом (приложение 13).
- Снятие семей/несовершеннолетних с учета осуществляется на основании заключения, подготовленного куратором ИПК с учетом мнения специалистов организации, других субъектов профилактики, протокола заседания КС и СП организации при условии устранения причин неблагополучия, в связи с которыми семья/несовершеннолетний были поставлены на учет, положительной динамики семейной ситуации/поведения несовершеннолетнего.
- Образовательные организации, ведут информационный учет семей и детей группы риска социально опасного положения в форме регистра и мониторинга, несут ответственность за достоверность информации, своевременное предоставление данных информационного учета. Управление образования организует сбор регистров несовершеннолетних и семей группы риска, ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляет сводный регистр в муниципальную КДНиЗП. До 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные информационного учета в КДНиЗП Пермского края. КДНиЗП осуществляет свод данных о семьях и детях группы риска социально опасного положения.
- Образовательные организации, ведут информационный учет семей и детей группы риска социально опасного положения в форме регистра и мониторинга, несут ответственность за достоверность информации, своевременное предоставление данных информационного учета. Управление образования организует сбор регистров несовершеннолетних и семей группы риска, ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляет сводный регистр в муниципальную КДНиЗП. До 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные информационного учета в КДНиЗП Пермского края. КДНиЗП осуществляет свод данных о семьях и детях группы риска социально опасного положения.
- Образовательные организации, ведут информационный учет семей и детей группы риска социально опасного положения в форме регистра и мониторинга, несут ответственность за достоверность информации, своевременное предоставление данных информационного учета. Управление образования организует сбор регистров несовершеннолетних и семей группы риска, ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляет сводный регистр в муниципальную КДНиЗП. До 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные информационного учета в КДНиЗП Пермского края.
- КДНиЗП осуществляет свод данных о семьях и детях группы риска социально опасного положения.
Требования к разработке индивидуальной программы несовершеннолетних группы риска, состоящих на внутреннем учете образовательных организаций
Индивидуальная программа (реабилитации/сопровождения/коррекции) (далее - ИП) должна отражать проблемы, в связи с которыми семья (несовершеннолетний)
поставлена на учет, а также содержать комплекс мер, направленных на решение проблем.
- ИП состоит из 3 основных блоков
Первый блок ИП
содержит информацию о личности несовершеннолетнего/родителей/ (
ФИО, дата рождения, дата постановки на учет, основания постановки на учет (может быть несколько кодов, каждый из которых обозначает соответствующий критерий постановки на учет), проблемы семьи (несовершеннолетнего), сроки работы, оценка условий жизни семьи (несовершеннолетнего) и др., а также ФИО специалиста, ответственного за сопровождение ИП).
- Индивидуальная программа коррекции
семьи (несовершеннолетнего) группы риска социально опасного положения
- ФИО матери:
- ФИО отца:
- ФИО несовершеннолетнего:
- Занятость несовершеннолетнего:
________________________________________________________________________
- Место жительства:
- Условия жизни:
- 1) Состав семьи
- 2) Жилищно-бытовые условия
- Дата постановки на учет:
_______________________________________________________________________
- Основания постановки на учет:
________________________________________________________________________
- Проблемы семьи (несовершеннолетнего):
________________________________________________________________________
с «____» ____________20_____г. по «____» __________20______г.
- Куратор ИПК ФИО, должность)
______________________________________________________________
Второй блок ИП
- представлен в виде таблицы и содержит перечень обязательных и дополнительных мероприятий, которые необходимо реализовать. Таблица содержит следующие поля, обязательные для заполнения
Программа мероприятий
1.
2.
3.
Проблема:
№
Мероприятия,
Задачи:
4.
5.
1,
Форма
Ожидаемый
Ответственный
2,
Результат
3..
Срок
проведения
специалист
результат
Ресурсы:______________________________
реализации
реализации
мероприятия
мероприятия
ПРОБЛЕМА - критерии , являющиеся основаниями для постановки на учет и проведения реабилитационной/коррекционной работы. В поле указываются причины, которые послужили основанием для постановки на учет ( пример : «Наличие в семье неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий»). Критериев может быть несколько. Кроме оснований постановки на учет, в поле «проблема» вносится информация о выявленных после постановки на учет (в частности, в ходе первичного патронажа, либо беседы с членами семьи и т.д.) новых обстоятельствах, условиях, способствующих детскому и семейному неблагополучию
Критерий оценки ИП:
- отражение всех проблем семьи/несовершеннолетнего, информация о которых содержится в документах (информационное сообщение, справки, ходатайства, характеристики, акты ЖБУ и т.д.).
ЗАДАЧИ .
То, что необходимо предпринять для решения проблемы (пример: для решения проблемы употребления спиртных напитков родителями необходимо выполнить следующие задачи:
- 1) обеспечить безопасность детей в связи с высоким риском угрозы для жизни и здоровья,
- 2) выявить причины употребления спиртных напитков, принять меры по их устранению,
- 3) организовать лечение родителей от алкогольной зависимости,
- 4) создать условия для поддержки и самоподдержки семьи и т.д.).
Критерий оценки ИП:
- соответствие задачи проблеме (направленность каждой задачи на решение конкретной проблемы),
- достаточность перечня задач для решения проблемы .
РЕСУРСЫ .
Факторы (обстоятельства, люди из ближайшего окружения, сильные стороны личности членов семьи и т.д.), которые способствуют решению проблемы, активности самой семьи в решении своих проблем.
МЕРОПРИЯТИЯ .
Мероприятия должны соответствовать задачам и быть направленными на решение конкретных проблем семьи/детей. В поле указываются обязательные и дополнительные мероприятия, которые предполагается реализовать. Обязательных мероприятий, направленных на реализацию каждой задачи, должно быть достаточное количество, но не менее 4-5. Другие мероприятия, которые необходимо реализовать для решения проблем семьи, можно указать в блоке «Дополнительные мероприятия». Мероприятия должны быть конкретными (пример: «Консультация врача-нарколога», «Выдача путевки в дошкольную образовательную организацию» и т.д.)
Критерий оценки ИП:
- соответствие мероприятий задачам,
- достаточность перечня мероприятий для решения проблемы,
- конкретность мероприятия, отсутствие формального подхода,
- исполнимость, результативность, измеримость мероприятия.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ.
Указывается ФИО, должность специалиста, ответственного за реализацию мероприятия.
СРОКИ
проведения мероприятия, периодичность проведения мероприятия.
В поле указывается сроки реализации запланированных мероприятий.
Срок может быть указан в виде даты ( пример : 21.06.2014 г. или до 21.06.2014) или в виде указания периода реализации мероприятия ( пример : еженедельно).
Исключать такие варианты как: «в соответствии с планом работы» (если этот план уже есть, то необходимо выписать из него конкретные сроки); «в течение месяца»; «в течение года»; «постоянно». Сроки должны быть конкретными настолько, чтобы можно было легко проконтролировать выполнение данного мероприятия.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ .
- В данном поле необходимо четко сформулировать и описать достигнутый промежуточный или конечный результат мероприятия или указать причины невыполнения мероприятия. Сравнить с ожидаемым результатом.
- Постановка значков «+», «V» и других символов и обозначений не допускается.
Третий блок ИП
содержит заключительную информацию:
- подпись специалиста, ответственного за сопровождение ИП (куратора ИПС/куратора ИПК/специалиста по координации ИПР),
- руководителей ведомств, в том числе согласующих.
Критерии постановки несовершеннолетних на учёт группы риска социально опасного положения
№
1
2
Пропуски занятий без уважительной причины (20-30 %
Критерий (основание постановки на учет)
Употребление ПАВ детьми (подростками) 11
3
4
Нарушение дисциплины несовершеннолетними
Однократное асоциальное поведение детей (совершение
(систематические нарушения дисциплины,
учебного времени) 27
сквернословие, драки, буллинг) 26
общественно опасного деяния, административного
правонарушения) 31,30
Спасибо за внимание.