Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС
ГМО ШНВ
Руководитель: Пеньковская Т.Н.
Труд- основное условие всей
человеческой жизни –и при том
в такой степени, что мы в
известном смысле должны
сказать: ТРУД создал самого
человека» Ф.Энгельс
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
В. А. Сухомлинский
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач»
К. Д. Ушинский
«Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость могут создать правильное отношение человека друг к другу» А.С. Макаренко
«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.»
К. Д. Ушинский
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.«Условия организации труда детей. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурства. Коллективный труд детей » Р.С.Буре
2.«Особенности труда дошкольника.
Ручной труд» В.Г.Нечаева
3.«Ознакомление с трудом взрослых» Е.И.Радина
4.«Поручения» А.Д.Шатова
5.«Труд в природе» Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина
6.«Самообслуживание» Г.И.Година
7.«Труд ребенка в семье» Л.В.Загик, Т.А.Маркова
8. «Формирование положительного отношения к труду взрослых» Я.З.Неверович,В.И.Логвинова
Цель трудового воспитания дошкольника
Формирование положительного отношения ребенка к труду
Задачи трудового воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам :
1-я младшая группа
2-я младшая группа
Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание
Средняя группа
Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Старшая группа
Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания
Подготовительная группа
Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата
Сформированные навыки и умения совершенствуются
Принципы
• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых , признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
• принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
• принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
• принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принцип развивающего образования (системности и последовательности) ;
• принцип новизны (использование новейших информационных технологий) ;
• принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Компоненты трудовой деятельности
- Мотив
- Цель
- Трудовые действия
- Планирование
- Результа т
Само-
обслуживание
Виды труда
Хозяйственно-бытовой
Ручной и художеств. труд
Труд в природе
Самообслуживание -
-это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст
Средний возраст
Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
Старший дошкольный возраст
Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.
Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Проблемы и трудности,
связанных с приучением ребенка к самообслуживанию .
- Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания)
- Низкая мотивация ребенка.
- Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребенка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по- прежнему кормила мама).
- Предъявление в семье к ребенку разных требований по вопросу обучения навыкам.
- Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)
- У ребенка нет нарушений в двигательной сфере, но есть трудности, связанные с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия (частичное игнорирование полей зрения, не сформирована полностью схема тела, верхняя половина тела «изолирована» от нижней, не сформированы перекрестные движения).
Уровни помощи взрослого при обучении навыкам самообслуживания:
1 уровень : совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
2 уровень : частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
3 уровень : взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
4 уровень : ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;
5 уровень : ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
6 уровень : ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст
Средний возраст
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные
Старший дошкольный возраст
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.
Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 трудовые поручения Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Труд в природе-
уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей
на огороде и растений
в уголке природы,
цветнике, участка.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст
Средний возраст
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц
Старший дошкольный возраст
Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда
в природе
Труд становится систематичным, объем его увеличивается.
Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи
Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).
Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)
С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного и художественного труда
Старшая группа
Подготовительная группа
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Формы организации труда детей
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
Индивидуальные
Подгрупповые
Коллективные
Общие
Кратковременные
Долгосрочные
Эпизодические
Регулярные
Простые
Сложные
Труд рядом
Индивидуальные
Подгрупповые
Общий труд
Совместный труд
(по столовой;
в уголке природы;
подготовка к занятиям)
Обязательные
Систематичные
Средства, методы и приемы трудового воспитания
- НОД
- Совместная деятельность в процессе режимных
моментов в течение всего дня
- Наблюдения за трудом взрослых
- Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
- Экскурсии
- Художественные средства (изо, музыка,
художественная литература и др.)
- Дидактические, настольные, с/р игры
- Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
- Использование ИКТ
- Интеграция образовательных областей
Алгоритмы трудовых действий
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Младшая группа
Средняя группа
Ежедневно
Старшая группа
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Ежедневно
Ежедневно
Подготовительная группа
Ежедневно
Ежедневно
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Ежедневно
Ежедневно
-
Ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
Подбор оборудования для труда
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Условия организации
труда детей
Создание мотивации трудовой деятельности
Демонстрация заинтересованности педагога
\
Поощрения в процессе и по результатам труда
Учет нагрузки, состояния здоровья , интересов, способностей ребенка
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
Взаимодействие с родителями
Задачи для родителей:
- привлекать детей к труду
- поощрять проделанную работу детьми, добрые поступки детей
- способствовать развитию интереса детей к занятиям в детском саду, труду
Формы и методы работы с родителями
Родительские собрания
Беседы
Консультации
Дни открытых дверей
Тематические стенды
Лекции
Участие в жизни ДОУ
Субботники
Экологические, трудовые акции
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию
СанПиН 2.4.1.2660-10
СанПиН 2.4.1.3049-13
3.1 При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников.
3.16 При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада
3.1 При озеленении террито-рии не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.
6.13 В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию
СанПиН 2.4.1.2660-10
СанПиН 2.4.1.3049-13
7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника)
7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях
12.22 Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
Результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду ;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами ;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• сформируется чувство общественного долга;
• труд станет для детей потребностью.
Литература
«Зачатки детского труда нужно поощрять, так как в труде развиваются лучшие нравственные качества ребенка»
Н.К.Крупская.
« Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание!