СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителям начальной школы организовать на уроках проблемно-поисковый метод работы

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школы"»

 «Создание проблемной ситуации на уроке ».  Плохой учитель преподносит истину  хороший учит ее находить.     А. Дистервег  . ”

«Создание проблемной ситуации на уроке ».

Плохой учитель преподносит истину

хороший учит ее находить. 

А. Дистервег

.

Приемы создания проблемных ситуаций       Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”  Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.  Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания Прием 3.  Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания

Приемы создания проблемных ситуаций    

Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

 

 

Проблемные ситуации, возникшие

"с затруднением ”

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.  Что такое грибы? Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные. Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? (

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Что такое грибы?

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

или

2 + 5 х 3 = 17 2 + 5 х 3 = 21

Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения Русский язык   Педагог: От слов

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения

Русский язык

Педагог: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Педагог: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?

Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-

или

Поставьте ударение и запишите в два столбика

замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, проруби .

Вывод

Ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный

Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага Окружающий мир

Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага

Окружающий мир

Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага . редкий, мягкий, легкий редко, мягко, легко .  Разберите по составу слова каждого столбика Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.  Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи.  Шаг 2. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу

Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага .

редкий, мягкий, легкий редко, мягко, легко .

Разберите по составу слова каждого столбика

Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.

Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи.

Шаг 2. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)

Прием 4. Педагог предлагает задание, не выполнимое вообще. Создание проблемной ситуации на уроке вызывает у школьников явное затруднение.  Образуйте существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание).  пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)  Проделайте то же самое с другими словами. (Невыполнимое задание).  шкаф, пол, портрет.  Обучающие испытывают затруднение.  Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? Формулируют тему урока

Прием 4. Педагог предлагает задание, не выполнимое вообще. Создание проблемной ситуации на уроке вызывает у школьников явное затруднение.

Образуйте существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание).

пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник,

ель - ельник.)

Проделайте то же самое с другими словами.

(Невыполнимое задание).

шкаф, пол, портрет.

Обучающие испытывают затруднение.

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-?

Формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-"

Прием 5. Педагог дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались   Создание проблемной ситуации на уроке происходит за счет необходимости решения задания, не похожего на предыдущие.    Числа: 7, 23, 4, 69, 5, 9, 12, 37,2. Выпишите в один столбик, однозначные, а в другой двузначные числа. Умножьте их на 7. Почему же не смогли выполнить задание во втором столбике? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Прием 5. Педагог дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались Создание проблемной ситуации на уроке происходит за счет необходимости решения задания, не похожего на предыдущие. 

Числа: 7, 23, 4, 69, 5, 9, 12, 37,2.

Выпишите в один столбик, однозначные, а в другой двузначные числа. Умножьте их на 7.

Почему же не смогли выполнить задание во втором столбике? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется в два шага   первый шаг заставляет ученика ошибиться,  второй шаг разоблачает эту оплошность.   Спряжение глаголов.  Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. шаг 1. А теперь определите спряжение глаголов

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется в два шага первый шаг заставляет ученика ошибиться, второй шаг разоблачает эту оплошность.

Спряжение глаголов.

Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.

шаг 1. А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.

шаг 2. Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? Учащиеся: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.

Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Ученики: Глаголы-исключения.

Создание проблемной ситуации на уроке с использованием приема

Создание проблемной ситуации на уроке с использованием приема "яркое пятно"

Тема: "Австралия".

Педагог: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то.

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Учащиеся: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды. Педагог: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Что это за материк, где все наоборот? 

Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать? Учащиеся: Австралию. (Педагог фиксирует тему на доске.)

  Проблемное обучение: вывод    обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции  приводит к тому, что ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить. оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. развитию самостоятельности

  Проблемное обучение: вывод

  • обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции
  • приводит к тому, что ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить.
  • оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят.
  • дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы
  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
  • развитию самостоятельности
Ученик сам приходит к выводу, а не учитель ее преподносит    Хоть выйди ты не в белый свет                  А в поле за околицей,-                  Пока идёшь за кем- то в след,                   Дорога не запомнится.                  Зато, куда б ты ни попал И по какой  распутице,                  Дорога та, что сам искал,                  Вовек не позабудется.

Ученик сам приходит к выводу, а не учитель ее преподносит

Хоть выйди ты не в белый свет               

А в поле за околицей,-               

Пока идёшь за кем- то в след,                

Дорога не запомнится.               

Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,               

Дорога та, что сам искал,              

  Вовек не позабудется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!