«Создание проблемной ситуации на уроке ».
Плохой учитель преподносит истину
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
.
”
Приемы создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
Проблемные ситуации, возникшие
"с затруднением ”
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Что такое грибы?
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)
или
2 + 5 х 3 = 17 2 + 5 х 3 = 21
Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения
Русский язык
Педагог: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Педагог: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-
или
Поставьте ударение и запишите в два столбика
замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, проруби .
Вывод
Ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный
Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага
Окружающий мир
Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага .
редкий, мягкий, легкий редко, мягко, легко .
Разберите по составу слова каждого столбика
Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.
Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи.
Шаг 2. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)
Прием 4. Педагог предлагает задание, не выполнимое вообще. Создание проблемной ситуации на уроке вызывает у школьников явное затруднение.
Образуйте существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание).
пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник,
ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другими словами.
(Невыполнимое задание).
шкаф, пол, портрет.
Обучающие испытывают затруднение.
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-?
Формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-"
Прием 5. Педагог дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались Создание проблемной ситуации на уроке происходит за счет необходимости решения задания, не похожего на предыдущие.
Числа: 7, 23, 4, 69, 5, 9, 12, 37,2.
Выпишите в один столбик, однозначные, а в другой двузначные числа. Умножьте их на 7.
Почему же не смогли выполнить задание во втором столбике? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется в два шага первый шаг заставляет ученика ошибиться, второй шаг разоблачает эту оплошность.
Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.
шаг 1. А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.
шаг 2. Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? Учащиеся: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.
Создание проблемной ситуации на уроке с использованием приема "яркое пятно"
Тема: "Австралия".
Педагог: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то.
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Учащиеся: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды. Педагог: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Что это за материк, где все наоборот?
Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать? Учащиеся: Австралию. (Педагог фиксирует тему на доске.)
Проблемное обучение: вывод
- обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции
- приводит к тому, что ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить.
- оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят.
- дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы
- обеспечивает более прочное усвоение знаний;
- делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
- развитию самостоятельности
Ученик сам приходит к выводу, а не учитель ее преподносит
Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.