СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сравнительная характеристика 2-х портретов А.С.Пушкина"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока подготовки к домашнему сочинению«Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных замечательными русскими художниками России 19 века.» содержит 25 слайдов: материл из истории портретной живописи, биографические справки о художниках Кипренкском и Тропинине, художественные тексты -описания портретов,примерный план сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сравнительная характеристика 2-х портретов А.С.Пушкина"»

Человек есть тайна.  Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;  я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.   Ф.М.Достоевский

Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М.Достоевский

Некогда считалось,

Некогда считалось,

Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити. В искусстве был создан новый образ человека; подчеркивались главным образом, милосердие и благость,  мягкая красота, одухотворенность. Скульптурный портрет Нефертити работы Тутмеса. Раскрашенный известняк. 1-я четверть 14 в. до н. э. Античное собрание Берлинских национальных музеев.

Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити.

В искусстве был создан новый образ человека; подчеркивались главным образом, милосердие и благость, мягкая красота, одухотворенность.

Скульптурный

портрет Нефертити работы Тутмеса. Раскрашенный известняк. 1-я четверть 14 в. до н. э. Античное собрание Берлинских национальных музеев.

. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж

. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж

Рембранд 300 лет назад создал свои портреты. И среди них – портрет его матери.

Рембранд 300 лет назад создал свои портреты.

И среди них – портрет его матери.

В своих портретах художники удержали этих людей от забвения, от исчезновения, они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.

В своих портретах художники удержали этих людей от забвения, от исчезновения, они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.

Из словаря ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.  Есть предположение, что слово происходит от латинского глагола, обозначающего – «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять.

Из словаря

  • ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.
  • Есть предположение, что слово происходит от латинского глагола, обозначающего – «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять.
Тема урока :  «Подготовка к домашнему сочинению  «Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных замечательными русскими художниками России 19 века.»

Тема урока : «Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных замечательными русскими художниками России 19 века.»

Научиться давать сравнительную характеристику на примере двух портретов А.С.Пушкину, используя художественные средства языка; Учиться на текстах современных искусствоведов; Расширить кругозор, обратившись к творчеству великих мастеров прошлого, к шедеврам живописи 19 века; Воспитывать чувства прекрасного;
  • Научиться давать сравнительную характеристику на примере двух портретов А.С.Пушкину, используя художественные средства языка;
  • Учиться на текстах современных искусствоведов;
  • Расширить кругозор, обратившись к творчеству великих мастеров прошлого, к шедеврам живописи 19 века;
  • Воспитывать чувства прекрасного;
Л.Н.Толстой, наблюдая за работой живописца, пишущего портрет, заметил, что он с каждым штрихом не только добавляет необходимое, сколько «откидывает ненужное, выявляя самое особенное в наружности изображаемого человека и в натуре его»

Л.Н.Толстой, наблюдая за работой живописца, пишущего портрет, заметил, что он с каждым штрихом не только добавляет необходимое, сколько «откидывает ненужное, выявляя самое особенное в наружности изображаемого человека и в натуре его»

Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя , законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость отечество, мир.  Хороший портрет имеет свою судьбу, свою историю. В нем сходятся , соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил.

Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя , законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость отечество, мир. Хороший портрет имеет свою судьбу, свою историю. В нем сходятся , соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил.

Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист – это О.А.Кипренский.  Незаконный сын помещика  А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе.
  • Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист – это О.А.Кипренский.
  • Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе.
Орест Адамович Кипренский  (1782-1836) Портрет был написан летом 1827 г. по заказу его друга А.А.Дельвига. Пушкину он очень понравился, это отношение выражено в дружеском послании «Кипренскому»  (июнь 1827г.) Сходство с оригиналом подтвердил отец поэта: «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским…»

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Портрет был написан летом 1827 г. по заказу его друга А.А.Дельвига. Пушкину он очень понравился, это отношение выражено в дружеском послании «Кипренскому» (июнь 1827г.)

Сходство с оригиналом подтвердил отец поэта: «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским…»

« Кипренскому »(июнь 1827г.)   Любимец моды легкокрылой,  Хоть не британец, не француз,  Ты вновь создал, волшебник милый,  Меня, питомца чистых муз,-  И я смеюся над могилой,  Ушед навек от смертельных уз.   Себя как в зеркале я вижу,  Но это зеркало мне льстит…

« Кипренскому »(июнь 1827г.)

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,- И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертельных уз.

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…

Задания : Рассмотрите портрет. Прочтите текст упр.205. Как удалось художнику реализовать свой замысел? Муза (на заднем плане)была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника? Прочтите два описания портрета искусствоведов. Что в них общего? Какие используют эпитеты? Попробуйте найти свои слова для описания Пушкина.

Задания :

  • Рассмотрите портрет. Прочтите текст упр.205.
  • Как удалось художнику реализовать свой замысел?
  • Муза (на заднем плане)была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника?
  • Прочтите два описания портрета искусствоведов. Что в них общего? Какие используют эпитеты? Попробуйте найти свои слова для описания Пушкина.
Текст №1 «Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности.  Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ.  Весь облик его лишен черт обыденности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета.  В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…»

Текст №1

«Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ. Весь облик его лишен черт обыденности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета. В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…»

Текст №2 «На смуглом лице читается вдохновение,  созревающая поэтическая мысль.  Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян…  Рот напряженно сжат.  И горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре показывает невысказанную тревогу».

Текст №2

«На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат. И горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре показывает невысказанную тревогу».

СоученикомО.А.Кипренского  по академии художеств,  одним из самых значительных портретистов первой половины 19 века  был –В.А.Тропинин, крепостной сначала графа А.С.Миниха, затем И.Моркова.  Учился  в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком.  У Моркова был на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге,  в 1824 поселился в Москве.

СоученикомО.А.Кипренского по академии художеств, одним из самых значительных портретистов первой половины 19 века был –В.А.Тропинин, крепостной сначала графа А.С.Миниха, затем И.Моркова. Учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком. У Моркова был на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Василий Андреевич Тропинин  (1776-1857) Пушкин заказал этот портрет для друга – С.А.Соболевского и подарил ему в золоченой раме. Портрет был создан зимой 1826-1827 гг.(т.е. чуть раньше, чем работ Кипренского). Живя в Москве, поэт позировал художнику. Соболевский хотел видеть друга «неприпомаженным»,а в домашнем халате, растрепанным, с заветным мистическим перстнем на пальце. Из оценки современников: «Сходство с подлинником поразительное…хотя…не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.»

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Пушкин заказал этот портрет для друга – С.А.Соболевского и подарил ему в золоченой раме.

Портрет был создан зимой 1826-1827 гг.(т.е. чуть раньше, чем работ Кипренского). Живя в Москве, поэт позировал художнику. Соболевский хотел видеть друга «неприпомаженным»,а в домашнем халате, растрепанным, с заветным мистическим перстнем на пальце.

Из оценки современников: «Сходство с подлинником поразительное…хотя…не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.»

Задания : Сравните два описания портрета Тропинина, сделанные современными искусствоведами. Какое отражает вашу точку зрения?

Задания :

  • Сравните два описания портрета Тропинина, сделанные современными искусствоведами.
  • Какое отражает вашу точку зрения?
Текст №1 «Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой…Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки,- самое интенсивное красочное пятно в картине является и ее композиционным центром. Художник сумел запечатлеть высокую одухотворенность поэта.»

Текст №1

«Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой…Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки,- самое интенсивное красочное пятно в картине является и ее композиционным центром. Художник сумел запечатлеть высокую одухотворенность поэта.»

Текст №2 Поэт изображен у стола. Его рука лежит на листах бумаги; может быть, это - рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно…  Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина - в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения…»

Текст №2

Поэт изображен у стола. Его рука лежит на листах бумаги; может быть, это - рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно… Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина - в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения…»

План сочинения по теме:   «Два портрета А.С.Пушкина» Время создания, история создания портрета. Замысел художника и его воплощение(выражение лица, взгляд, жесты, поза, одежда; композиция картины, её колорит); Отношение А.С.Пушкина или его друзей, родственников к портрету; Вывод(что сближает работы этих двух художников, в чем разнообразие каждого, ваше отношение к ним).

План сочинения по теме: «Два портрета А.С.Пушкина»

  • Время создания, история создания портрета.
  • Замысел художника и его воплощение(выражение лица, взгляд, жесты, поза, одежда; композиция картины, её колорит);
  • Отношение А.С.Пушкина или его друзей, родственников к портрету;
  • Вывод(что сближает работы этих двух художников, в чем разнообразие каждого, ваше отношение к ним).
Подведем итоги: Чтобы живопись и поэзия тронули чью- то душу,  на автора и художника должно «сойти вдохновение».  Где вдохновенье неподдельно,  там есть поэзия. В.Г.Белинский.

Подведем итоги:

Чтобы живопись и поэзия

тронули чью- то душу, на автора и художника должно «сойти вдохновение».

Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия.

В.Г.Белинский.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!