Семинар для обучающихся «Стенгазеты. Советы по оформлению»
Что такое стенгазета
- Стенгазета - это такая газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жестких правил. Создание стенгазеты – это коллективное творчество довольно большого количества людей, в процессе которого развиваются навыки работы в команде. Здесь каждый найдет себе дело по душе: информационное наполнение, подбор фотографий, художественное оформление и многое другое.
Виды стенгазет
Тематическая стенгазета (по предметам, искусству, спорту, науке и т. д.) Праздничная газета Бюллетень (газета клуба, кружка, дежурного класса и т. п.) Молния Боевой листок Световая газета «Про то и про это» Стенгазета общелицейская, классная, детского или молодежного общественного объединения Сатирический листок Фотогазета Живая газета Устный журнал и другие.
У каждого вида газет свои особенности — и в подаче материала и в его оформлении.
1 совет по оформлению газеты
Содержание, формулировка заголовка гораздо важнее, чем его эффектное расположение или использованный шрифт. Сначала напишите хороший заголовок, а потом уже думайте о шрифте и о том, как этот заголовок оформить.
2 совет по оформлению газеты
Не сжимайте и не растягивайте шрифты. Они не случайно были разработаны определенным образом. Если уж вам действительно нужен очень узкий шрифт, то найдите тот, который изначально был создан именно таким.
3 совет по оформлению газеты
Непосредственно на фотографиях (для подписей и т.д.) старайтесь не использовать мелкий шрифт и не часто прибегайте к выделительным шрифтам в подобных случаях.
4 совет по оформлению газеты
На информационных полосах, как правило, требуется не более 2-3 групп шрифтов. Если использовать больше, возрастает вероятность того, что статьи и рекламные блоки, расположенные рядом, будет трудно различить, а значит, на полосе воцарится хаос.
5 совет по оформлению газеты
На развлекательных полосах также вполне достаточно всего лишь нескольких групп шрифтов. Обратитесь к примеру газет, получивших награды за лучший дизайн: Бостон Глоуб ( Boston Globe), Нью-Йорк Таймс ( New York Times ), Чикаго Трибьюн ( Chicago Tribune ).
Их успех объясняется отнюдь не заковыристыми дизайнерскими приемами, а удачно подобранными фотографиями, иллюстрациями, графическим оформлением и конечно, увлекательными статьями и яркими заголовками.
Основные ошибки при подготовке газеты
- в газете большое количество материала, который не относится к тематике выпуска;
- фактический материал размещён нечитаемо;
- одножанровость – отсутствие различной информации;
- имеются грамматические ошибки;
- нет последовательного изложения;
- основной материал не отделён от второстепенного;
- газета не красочно оформлена, хотя пестрота тоже не лучший вариант.
Дизайн
- Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые правила и законы.
- Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.
Правила шрифтового оформления
- Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
- Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
- Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
- Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
- Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции
- На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
- Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
- Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
- Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
- Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Секреты оформления стенгазеты
1. Макет
- Содержание газеты и ее оформление — вещи неразделимые. Более того, они не только дополняют и обогащают друг друга, но и находятся в прямой зависимости.
- Название стенной газеты, заголовки статей и заметок, рамочки, заставки и концовки, фотографии, карикатуры и рисунки — все это зрительный ряд, который определяет так называемую знаковую систему газеты.
Макет
- Сначала делаем на листе поля. Они не должны быть ни слишком широкими, ни слишком узкими.
- Как правило, поля делают 1,5—2 сантиметра шириной. Для чего нужны поля? Для того, чтобы защитить газету от зрительного воздействия стены, на которой она будет висеть.
- Площадь стены большая, она активно влияет на наше восприятие. Поэтому картины помещают в рамы, фотографии — в паспарту, а у стенной газеты делают поля.
- Затем отводим место названию газеты. Хорошо, если вы выберете для него определенный, постоянный шрифт.
Макет
- Ищем место всем заметкам, не забывая о том, что всю газету надо «заселить» равномерно, чтобы не получилась одна часть газеты забитой, без воздуха, а другая — пустующей, свободной. Помните, что «уравновесить» газету вам помогут рисунки и фотографии (но только не старые, желтые и потрепанные листики из книг или журналов).
- Главная цель такой работы — добиться последовательности чтения.
Шрифт, заголовок и рамка
- Зрительное впечатление от газеты всегда двояко. Рассматривая ее издалека, на расстоянии, мы больше обращаем внимание на общий план, на пропорциональность в размещении материала, на цветные пятна, которые создают основные зрительные акценты. Когда же подходим ближе и начинаем читать газету, смотрим, из каких элементов формируется внешний вид газеты. И тут чаще всего обращаем внимание на заголовки. Каким шрифтом они написаны? Красивы ли они? Насколько соответствуют содержанию?
Шрифт, заголовок и рамка
- Главное требование к заголовку — ясность его прочтения. Все украшения шрифта — орнаментальные, тоновые обрамления, росчерки, засечки — нужно стараться делать таким образом, чтобы они отражали содержание заголовка, а не превращались в украшения ради украшений. Само содержание заголовка помогает выбрать шрифт, которым он будет написан.
Три основных способа размещения заголовка по отношению к тексту
- 1) заголовок над текстом. Его можно писать в одну строчку, а можно и в две, и в три. Захотите — напишите заголовок во всю ширину колонки, захотите — разместите его по центру, а понравится — расположите строчки лесенкой;
- 2) заголовок внутри текста. Такое расположение заголовка обладает повышенным свойством выделения материала. Соотношение над- и подзаголовочных частей обычно берется 2:3 или 3:5. К утопленному в тексте заголовку хорошо прибегать, во-первых, для создания иллюзии уменьшения крупного материала, а во-вторых, для создания равновесия графических пятен газеты;
- 3) заголовок сбоку от текста. Следует учесть, что боковой заголовок лучше выглядит, если он написан по всей высоте заметки и не превышает 1/3 части ширины самого материала. Заголовок, написанный сбоку, привлекает внимание. Но не в каждом макете его можно использовать. Надо следить, чтобы он от заметки не «отлетел». Удобнее боковой заголовок применять тогда, когда материал заключен в рамку.
Шрифт, заголовок и рамка
- Рамочки и линейки в газете — также очень важный оформительский элемент. Используя их в стенной газете, можно решить самые разные задачи.
- С помощью рамок и линеек можно насытить газету цветом.
- В каких же случаях лучше всего использовать рамки в стенной газете?
Использование рамки в стенной газете
- Во-первых, когда требуется какой-то материал выделить, сделать заметным на полосе. Тут хороши насыщенные цветом рамки.
- Во-вторых, когда требуется объединить ряд заметок, посвященных одной теме, одному вопросу.
- В-третьих, когда мы хотим использовать их в качестве оформительского приема. Тогда, давая ряд повторов одного какого-то вида рамок, мы создаем в газете определенный ритм, добиваемся графической выразительности.
Рисунок, аппликация и фотография
- Рисунком, фотографией, аппликацией можно воздействовать на читателя порой не меньше, чем словом, а иногда даже и сильнее. Все зависит от того, насколько умело будут использованы эти жанры в вашей стенной газете.
- Многие оправдывают неважное оформление своей стенной газеты отсутствием хорошего художника. Спору нет, юный художник в любой редколлегии желанный соратник. Но для того, чтобы добиться выразительного оформления в стенной газете, необязательно быть прирожденным рисовалыциком.
Рисунок, аппликация и фотография
- Один и тот же прием в каком-то случае даст желаемый эффект, а в другом нет. Оформление стенной газеты такое же живое дело, как и сама газета. Тут не может быть ничего статичного, раз и навсегда найденного. Надо все время фантазировать, искать новые подачи заметок. И если иллюстрацию к какому-то материалу ваш художник сделать не сможет, не стоит превращать это в катастрофу.
- Во-первых, далеко не каждая статья или заметка требует иллюстрации.
Рисунок, аппликация и фотография
- Во-вторых, зрительный ряд в стенной газете состоит из множества элементов, и отбить линеечку, сделать рамочку, написать заголовок, аккуратно приклеить аппликацию умеют уже многие.
- Кстати, удачно подобранная аппликация всегда выглядит лучше неряшливо выполненного рисунка. Только и чересчур увлекаться этим приемом не следует. Все хорошо в меру. Между тем ребята довольно часто, ссылаясь на трудности, пользуются вырезками из старых газет и журналов.
Цвет
- Разные цвета по-разному и выглядят в сочетании друг с другом. Зато всякий цвет в окружении более темных цветов светлеет, а в окружении более светлых — темнеет.
- Все краски делятся на хроматические и ахроматические. Ахроматические — это чёрные и белые. Чёрную краску нельзя смешивать с другими цветами — получается грязь! Чёрной краской надо работать очень осторожно.
- Основные цвета — красный, синий и жёлтый. Из них составляются все остальные.
- При смешении красного с жёлтым получается оранжевый, при смешении жёлтого с синим — зелёный, красный с синим дает фиолетовый, а красный с зеленым — коричневый. Очень красиво сочетаются цвета лимонно-жёлтый с фиолетовым; оранжевый с синим и голубым; красный с зелёным и др. Это контрастные сочетания. При наличии гуашевых белил можно получить очень много красивых оттенков. Можно также использовать сочетания оттенков, близких по тону. Например, голубой — синий, оранжевый — коричневый, желтый — оранжевый, оранжевый — красный.
Газета тоже дышит
- Бывает так, что в одном номере газеты нужно об очень многом рассказать. Как ни верти, ни крути, а все они важны.
- Вывешивают такую газету. А читатель в недоумении. Оказывается, чтобы вместить все заметки в газету, художник не оставил между ними никаких просветов, полей. Да и края газеты все заняты текстом.
- Про такую газету говорят, что она «задохнулась», нет в ней «воздуха» — белых пятен и полей. Та яркость и радостное настроение, которые были, пока газета лежала на столе, сразу исчезли, когда ее повесили на стену.
- На газету, так же как и на картину, и на фотографию, влияет стена, на которой она висит. Площадь стены большая, и цвет ее может «убить» газету. Газета потускнеет, потеряет свой цвет.
- Поэтому на картинах делают рамку, на фотографиях -паспарту. Делают поля, которые предохраняют произведение от зрительного воздействия окружающей среды.
- Так и газета должна защищать себя белыми полями и пятнами. Белый цвет в газете — это её воздух.
- Белое помогает всем цветам газеты лучше смотреться, а заметкам лучше читаться.
- Запомните, что белое — это не просто пустота, белое — это цвет, и этим надо умело пользоваться.
Основные правила оформления стенгазет
- 1. Стенгазета - это по определению газета большого формата. Ватманский лист А1 подойдет.
- 2. Заголовок стенгазеты должен быть простым, четким и красивым и не отвлекать внимания от информации, размещенной в газете.
- 3. Содержание стенгазеты должно соответствовать той цели, ради которой она создается.
- 4. Центральное место в стенгазете занимает «передовая» (заглавная статья) по заданной теме с использованием интересного фактического материала.
Основные правила оформления стенгазет
- 5. В стенгазете могут быть использованы рисунки, фотографии, короткие заметки, поздравления, шутки.
- 6. Не стремитесь размещать в стенгазете много материалов – это затрудняет восприятие.
- 7. Позаботьтесь о художественном оформлении. Стенгазету должен отличать единый стиль, творческий подход, аккуратность. Она должна привлекать внимание.
- 8. Особое внимание обратите на то, что вашу стенгазету будете читать не только вы. Проверьте грамотность!
- 9. Стенгазета – это все же газета. Укажите в правом нижнем углу всех создателей вашего коллективного творчества.
Успехов в творчестве!