МКОУ СОШ № 5 с. Безопасного Труновского района Ставропольского края
Стратегия работы с одарёнными детьми
Подготовила учитель начальных классов
Сальникова Ирина Леонидовна
ОБРАЗОВАНИЕ:
Высшее
КВАЛИФИКАЦИЯ:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Преподаватель в начальных классах
СТАЖ:
17 лет
Девиз моей работы: «Учение должно быть с увлечением, но не с мучением!»
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такое вот мое педагогическое кредо.
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
Одаренность человека – это
маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и тре-
бующий к себе огромного внима-
ния. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный
плод.
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы определяется социальным заказом на творческую самостоятельную личность и потребностью современной школы. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Проблема: Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования.
Цель : создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
Объект :
совместная деятельность учителя и учащихся начальных классов
Предмет : формирование индивидуальных задатков одаренных детей как способ развития творческих способностей у младших школьников.
Задачи: -Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. -развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; -стимулировать творческую деятельность одаренных учащихся и создать условия для удовлетворения их потребности в продуктивном самовыражении; -внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми; -обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
Стратегия работы с одаренными детьми
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.
У маленьких учеников
Спросил художников Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну. Кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле,
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?
В.Берестов
При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
- учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
- необходимо самостоятельное добывание информации;
- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
- поощрение настойчивости, активности;
- не снижать самооценку ученика.
Задания, предлагаемые ученикам, должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:
-должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;
-должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
-должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.
Достижения моих учеников
Ахмедова Альбина – май 2012 -2013– победитель районного этапа конкурса «Лучший урок письма»
7 моих учеников в апреле 2013 года получили Дипломы победителей Общероссийской Олимпиады Интелект
5 учеников имеют
Дипломы Лауреатов
Общероссийского конкурса
«Эрудит России» (Институт
Развития Школьного
Образования)
Результативность
Работая по данной технологии в течение трех лет, я добилась определенных результатов:
-интерес к математике вырос на 12% ( качество знаний было 61%),
- к русскому языку на 12% (было 67%),
- - литературному чтению на 7% (было 68%),
- - окружающему миру на 12% (было 63%).
Диаграмма уровня познавательной активности .
Экскурсия в зоопарк
Посещение музея в школе
Работа с родителями
Внеурочная деятельность
- Занятия кружка «Умелые ручки»
Участие в конкурсе стихов о дружбе
Творим своими руками
Всемирный день памятников
Выставка поделок ко дню села
Экскурсия в зоопарк. г.Ставрополь
Здоровое питание, здоровый дух
Посещение цирка
День учителя
Праздник масленицы
Экскурсия в библиотеку
Мои открытые уроки
Подведем итоги:
Первое:
перед началом работы с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
Второе:
вне зависимости от системы обучения (ПНШ, или Давыдова, Эльконина, традиционная ли) огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах.
Третье:
так же важен стиль преподавания учителя
10.08.17